Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Больше дивидендов и спонсорская помощь сельхозпредприятиям.— Финансовое давление на прибыльные организации усилится

В первых числах сентября т.г. Президент подписал два важнейших нормативно-правовых акта (Декрет № 5 и Указ № 323), которые хорошо иллюстрируют взаимоотношения государственных органов и хозяйствующих субъектов с долей государства.

За начислением дивидендов будет следить налоговая

Декрет от 03.09.2019 № 5 вносит изменения в Декрет Президента от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Речь идет об обеспечении своевременности оплаты в бюджет суммы дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции. По сути, выплата дивидендов данным декретом приравнивается к выплате налогов: функция контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой дивидендов возлагается на налоговые органы, за несвоевременное перечисление предусмотрено начисление пени, взыскание задолженности по дивидендам осуществляется в бесспорном порядке.

На дивиденды – 20% от прибыли

Возникает вопрос: как будет определяться правильность начисления? Большинство акционерных обществ с государственной долей подпадают под действие Указа Президента от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фон­да национального развития». Этот нормативно-­правовой акт определяет порядок расчета сумм, подлежащих перечислению в бюджет с предприятий, в той или иной степени принадлежащих государству, и требует считать данные перечисления минимальной обязательной частью дивидендов. Сельскохозяйственные предприятия и рыболовные (рыбоводные) хозяйства должны перечислять 5% прибыли, иные унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества – в размере 20%.

Когда интересы государства и миноритариев сошлись в одной плоскости

Данный указ имел неожиданные побочные последствия. Акции белорусских предприятий с государственной долей участия, осуществляющие прибыльную деятельность, по сути, приобрели свойства привилегированных акций с минимальным гарантированным размером дивидендов.

Получилось, что желая обеспечить гарантированные поступления в бюджет, государство придало акциям предприятий с государственным участием высокую прогнозируемость дивидендного дохода к выгоде миноритарных акционеров, поскольку выплата дивидендов государству обычно означала выплату дивидендов миноритарным акционерам.

В свое время ОАО «Минский молочный завод № 1» попытался разрушить эту связь и выплатил дивиденды только государству, проигнорировав миноритарных акционеров. Дело дошло до Верховного суда,  который расставил все точки над i: решение ОАО «ММЗ № 1» было признано недействительным.

Начали с Гомеля, но пересчитать могут у всех

Принятие Декрета № 5 говорит о том, что теперь контроль за своевременностью и полнотой перечисления дивидендов будет ужесточен. Уже есть прецеденты перерасчета дивидендов по результатам налоговой проверки.

Активно взялись за доначисление налогов в Гомельской области: были доначислены дивиденды за 2016–2018 гг. в ОАО «Гомельхимагро», ОАО «Коминтерн», ОАО «Диалог–Гомель», ОАО «Сахарторг».

В ОАО «Сахарторг» прямо ссылаются, что доначисление дивидендов осуществляется по результатам камерального контроля ИМНС по Железнодорожному району г. Гомеля.

Очевидно, удачные результаты работы гомельских налоговиков выявили ценный источник пополнения государственного бюджета, который впоследствии решили закрепить нормативно-правовым актом.

Сельхозпредприятия будут спасать под видом спонсорской помощи

3 сентября был принят и другой нормативно-правовой акт – Указ Президента от 02.09.2019 № 323 вносит дополнение в Указ Президента от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике», касающееся возможности оказания спон­сорской помощи пред­приятиям агро­промышленного ком­плекса.

В соответствии с Указом юридические лица, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь сельскохозяйственным предприятиям, имеют право предоставлять такую помощь без указания видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмезд­ной (спонсорской) помощи ее получателями.

Этот Указ, по сути, легализовал еще один способ поддержки убыточных сельскохозяйственных предприятий – оказание спонсорской помощи. Понятно, что оказание такой спонсорской помощи ляжет дополнительной нагрузкой на прибыльные предприятия – мясокомбинаты, молокозаводы и другие предприятия, деятельность которых связана с сельским хозяйством.

А как показывает опыт нашего государства, связать с сельским хозяйством можно любое предприятие – даже у ОАО «Приорбанк» есть в структуре банковского холдинга бывший колхоз.

* * *

Таким образом, наши опасения о том, что убыточные предприятия будут поддерживать за счет тех, кто еще держится на плаву, оправдываются раньше, чем мы могли предполагать. Теперь нет необходимости проектировать сложные схемы для спасения убыточных предприятий, деньги мож­но передать решением Наблюдательного совета, в лучшем случае – со­брания акционеров, исход которых в условиях контрольного пакета в руках исполкомов будет предрешен. Ждем первые истории оказания такой спонсорской помощи в подтверждение наших неутешительных выводов.

О чем идет речь:

1. Ключевые положения Указа № 323: выгодно ли быть спонсором колхоза.

2. Ключевые положения Декрета № 5: ОАО с госучастием поделятся прибылью, но если забудут – их не оштрафуют.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by