Ключевые положения Декрета № 5:—ОАО с госучастием поделятся прибылью, но если забудут – их не оштрафуют
Внесены изменения в Декрет Президента от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», направленные на создание более справедливых условий деятельности хозяйственных обществ, в капитале которых есть доля государства.
Они предусмотрены Декретом Президента от 02.09.2019 № 5, вступившим в силу с 4 сентября 2019 г. Необходимость принятия этого документа была вызвана очевидной несправедливостью: за несвоевременное перечисление в соответствующий бюджет средств, полученных от продажи акций на льготных условиях работникам предприятия и приравненным к ним лицам, а также дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции, с плательщика налоговыми органами в бесспорном порядке на основании информации органов приватизации взыскивались в бюджет основная сумма платежа, штраф в размере 10% от причитающейся основной суммы платежа и пеня в размере, предусмотренном налоговым законодательством. Иначе говоря, плательщик на просрочку платежа получал двойное наказание – штраф и пеню.
С указанной даты подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 предусмотрено, что в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок в соответствующий бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, с плательщиков налоговыми органами в бесспорном порядке взыскиваются в республиканский или соответствующий местный бюджет неуплаченная сумма дивидендов и пени, начисленные в порядке, установленном налоговым законодательством. При этом взыскание будет производиться на основании имеющейся у налоговых органов информации или информации республиканского органа госуправления по управлению госимуществом (т.е. Госкомимущества), его территориальных органов, органов Комитета госконтроля, местных исполнительных и распорядительных органов.
Другими словами, штраф в указанном случае платить уже не нужно.
При этом Декретом № 5 установлено, что налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой дивидендов и пеней, их взыскании пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.
Декретом № 5 уточнены и некоторые другие нормы Декрета № 3. Так, в подп. 1.10 п. 1 Декрета № 3 уточнен порядок обращения чеков «Имущество».
Теперь обменять на акции подлежащих приватизации по такой схеме ОАО можно только:
а) чеки, выданные лично гражданину,
б) чеки, подаренные ему близкими родственниками, при условии, что эти чеки были непосредственно выданы этим родственникам.
Это уточнение направлено против схем, связанных с цепочкой дарений, когда один человек мог собрать большое количество чеков со всех родственников, включая родственников жены, а также схем, когда чеки передавались родственнику, проживающему по месту расположения более привлекательных предприятий.
Кроме того, Декретом № 5 исключены отдельные нормы законодательства, которые утратили свою актуальность.
Это касается: обмена принадлежащих государству акций ОАО, созданных до 1 января 2011 г. в процессе преобразования государственных унитарных и арендных предприятий, на именные приватизационные чеки «Имущество» работникам предприятий и приравненным к ним лицам; использования заемных средств, в т.ч. кредитов, для приобретения принадлежащих государству акций работниками предприятий и приравненными к ним лицами; а также порядка расчета стоимости доли в имуществе, которая причитается юридическому лицу государственной формы собственности либо с долей государства в его уставном фонде при его выходе или исключении из состава участников хозяйственного общества.