Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №44(2738) от 14.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1971
EUR:
3.4539
RUB:
3.581
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес сможет посмотреть на себя глазами налоговой

Фото: freepik.com

В Беларуси уже прорабатывается вопрос о расширении функционала личного кабинета налогоплательщиков. Речь идет о том, что белорусские субъекты хозяйствования смогут увидеть показатели, позволяющие оценивать уровень потенциальных налоговых рисков.

В настоящее время Министерство по налогам и сборам «с целью совершенствования личного кабинета плательщика» проводит опрос среди субъектов хозяйствования, а в апреле данная тема выносилась на рассмотрение общественно-консультативного совета при МНС.

Министерство собирает информацию в т.ч. для того, чтобы оценить заинтересованность бизнеса во внедрении сервиса в Личном кабинете плательщика для белорусских юридических лиц, аналогичного тому, который создан в России: «Как меня видит налоговая».

Данный сервис позволяет субъектам хозяйствования увидеть те же показатели, которые рассчитывают налоговые органы при анализе деятельности юрлиц.

К слову, министр по налогам и сборам Сергей Наливайко, выступая на конференции в декабре, анонсировал в будущем внедрение такого функционала.

«Вы, посещая личный кабинет, сможете не только обладать тем же набором данных, которые есть у нас в отношении плательщика, но и видеть тот портрет, который рисуется для налоговика», – рассказал министр.

И вот сейчас к обсуждению данной перспективы подключились и представители белорусского бизнеса, участвовавшие в апрельском заседании общественно-консультативного совета при МНС.

Российский сервис «Как меня видит налоговая», аналог которому планируется создать в Беларуси, появился в 2022 г. Здесь налогоплательщик РФ (имеющий личный кабинет на сайте налоговой) получает доступ к набору показателей о себе и о своем партнере (контрагенте), которые потенциально могут свидетельствовать о рисках нарушения налогового законодательства.

Какая именно информация появляется у российских пользователей названного сервиса? Это специально рассчитанные показатели ведения финансово-хозяйственной деятельности, которыми обязаны пользоваться налоговые инспекторы. Так, субъект хозяйствования может увидеть свою налоговую нагрузку (коэффициент начисленных налогов с учетом таможенных пошлин и без дивидендов) и сравнить ее со среднеотраслевым значением. Соответственно, большая разница между этими двумя показателями может указывать на факт недоплаты налогов.

Также в российском сервисе отображается среднемесячная зарплата на одного работника и данный показатель сопоставляется со среднеотраслевым значением. Кроме того, сервис фиксирует, когда темпы расходов организации опережают темпы роста доходов, что также может свидетельствовать о незаконных попытках плательщика снизить налоговую нагрузку.

Нужен ли аналогичный сервис белорусскому бизнесу? Насколько желательно белорусским компаниям получать налоговую информацию не только о себе, но и о своих деловых партнерах?

«ЭГ» попросила экспертов поделиться мнением по этим вопросам.

Елена Сапего, руководитель отдела налоговой и трудовой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги»:

esapego.png
             Елена Сапего
– Российский сервис «Как меня видит налоговая» точно может быть полезен и белорусскому бизнесу, в т.ч. бухгалтерам, руководителям предприятий.

Польза в данном случае может быть двойная. С одной стороны, субъект хозяйствования благодаря ознакомлению с индикаторами, которые выделяют налоговые органы, гораздо лучше видит свои возможные риски нарушения налогового законодательства. Соответственно, появляется возможность своевременно устранить факторы, которые генерируют налоговые риски и могут привести к формированию значительной недоимки.

С другой стороны, для бизнеса очень важно, чтобы в РБ, как в РФ, данный сервис работал по принципу социальной сети. Это означает, что у субъекта хозяйствования должна быть возможность «постучаться в друзья» и запросить у контрагента доступ к его налоговой информации.

Почему это важно? Наличие таких сведений дает представление о платежеспособности контрагента, в частности, его способности исполнять обязательства перед бюджетом. Кроме того, данная информация является весьма ценной и для того, чтобы избежать неочевидных проблем с налоговыми органами.

Дело в том, что иногда недобросовестный субъект хозяйствования (назовем его «X») сообщает добросовестному контрагенту «A», что уступает право требования долга другой организации – компании «Y». После того как компания «A» рассчитывается с организацией «Y», иногда оказывается, что она по-прежнему должна субъекту «X». Потому что вдруг выясняется, что у субъекта «X» была задолженность перед бюджетом, а в этом случае законодательство запрещает операции, предполагающие уступку требования долга. В результате компания «A» может потерять деньги, потому что в целях соблюдения законодательства придется заплатить компании «X», несмотря на ранее направленный платеж организации «Y».

Этот относительно простой пример показывает важность получения полной налоговой информации о контрагентах. В идеале, конечно, желательно сделать так, чтобы субъекты хозяйствования могли (по взаимному разрешению) обмениваться между собой не только налоговой, но и всей финансовой информацией. Это был бы очень значительный шаг для снижения многих рисков.

Дина Старовойтова, вице-председатель Белорусского союза предпринимателей:

starovoitova.jpg
      Дина Старовойтова

– Разумеется, если благодаря новому сервису бизнес сможет посмотреть на себя глазами налоговых органов и оценить возможные налоговые риски, это будет плюс.

Что смущает? У нас в стране, с одной стороны, внедряются цифровые технологии, а с другой – повышается административная нагрузка на бизнес.

Например, изначально информацию о доходах работников бухгалтерские службы предприятий передавали только в ФСЗН. С 2024 г. детализированные сведения о выплатах физическим лицам налоговые агенты, т.е. работодатели, обязаны передавать и в МНС.

Теперь данные необходимо собирать по каждому работнику, используя те же источники с расширенным перечнем объектов доходов. Это привело к увеличению нагрузки на бухгалтерские службы. Оптимизация в части предоставления отчетности для разных министерств и ведомств просто необходима.

У субъектов хозяйствования должна быть автоматизированная возможность предоставления отчетности в различные ведомства с исключением дублирования данных. На мой взгляд, в стране нужно разработать и внедрять единый цифровой сервис, который бы комплексно, просто и логично охватывал все вопросы взаимодействия бизнеса и государства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений