Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
COVID-19
18.12.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №96 (2395) от 18.12.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес и вторая волна пандемии: — COVID-19 – на первом месте среди вызовов

Фото: GETTY IMAGES

Предприниматели ожидают от второй волны распространения пандемии коронавируса более серьезных последствий, чем от первой, весенней. Такой вывод можно сделать из итогов очередного, уже пятого в 2020 г., опроса бизнеса, проведенного белорусским исследовательским центром.

В ноябре было опрошено 400 пред­ставителей малых и средних предприятий из разных отраслей по всей стране. Предыдущая серия исследования проходила в сентябре (см. статью «Самочувствие бизнеса вернулось к весеннему состоянию. Но сокращений меньше, а дебиторки больше», «ЭГ» № 77 за 13.10.2020).

У респондентов поинтересовались, какие главные проблемы возникают у их предприятия. Более 60% отметили падение спроса на внутреннем рынке, около 30% – нестабильность национальной валюты, столько же – рост дебиторской задолженности и неисполнение партнерами своих обязательств (по сравнению с прошлым опросом популярность этих вариантов ответа снизилась).

При этом до 14% выросло количество респондентов, которые сообщили о наличии проблем с ликвидностью, до 18% – о повышении цен поставщиками и подрядчиками.

О падении выручки более чем на 20% заявили почти 17% опрошенных, о сокращении расходов на оплату труда – 22% (меньше всего с начала года). Почти 16% прибегли к сокращению персонала – этот показатель держится примерно на одном и том же уровне с июня.

Сокращение выручки ускорилось в таких сферах, как информационные технологии и связь, научно-техническая деятельность, а замедлилось – в промышленности, строительстве, транспорте, сфере развлечений и творчества.

О своей обеспокоенности ухудшением эпидемиологической ситуации сообщили представители 88% предприятий, падением доходов населения – 78%, макроэкономической нестабильностью – 76%.

Риски, связанные с изменением потребительского поведения, отметили 60%, с нарастанием противостояния в обществе – 58%, усилением давления со стороны государства – 50%, ухудшением юридических условий – 48%.

Меньшую обеспокоенность у оп­рошенных вызывают возможность введения ограничений на валютном рынке, угроза безопасности и задержания сотрудников (этот риск чаще отмечают представители IT-сферы), отток квалифицированных кадров за границу и разрыв связей с иностранными партнерами.

 

Переформатирование продолжается

Несмотря на ухудшение экономической ситуации, белорусские предприниматели в качестве шагов по минимизации последствий кризиса продолжают активно пробовать варианты и стратегии, не связанные с массовым сокращением сотрудников. О сокращениях сообщили только 12% респондентов, о выводе средств из бизнеса – 2,5%, о его ликвидации или продаже – 2%.

Почти четверть опрошенных ищут новые форматы деятельности, столько же – замерли в ожидании и приостановили инвестирование в развитие, 21% – поставили на паузу наем новых работников.

Одновременно 18% занялись выводом на рынок новых продуктов и услуг, 13% – выходят на новые внешние рынки, столько же – повышают эффективность бизнес-процессов и переобучают персонал.

В целом по сравнению с первыми сериями опроса непопулярные меры как способы реагирования на кризис стали называться реже. Хотя остановка найма и даже сокращение штата сотрудников начали преобладать там, где об этом изначально речь не вели: в сфере информационных технологий. О сокращении работников говорят и в строительстве.

Старший научный сотрудник центра Родион Морозов:

– За период с марта многие из тех, кто пошел по не слишком позитивным сценариям, уже их реализовали. Кто-то уже вывел деньги, кто-то уже продал бизнес. Остались наиболее умные и более инициативные предприниматели, которые смогли выстоять и в первую волну пандемии, и в сложной общественно-политической обстановке в стране.

В отраслевом разрезе сильнее всего негативное влияние второй волны пандемии прогнозируют в строительстве, сфере творчества и развлечений, оптовой и розничной торговле. В том же, что эта волна повлияет на бизнес не сильнее, чем первая, в основном уверены представители промышленной сферы и образования.

Что интересно, наиболее всего пострадавшая от «коронакризиса» отрасль гостиничного бизнеса и услуг по временному проживанию и питанию (см. статью «Туризм, которого нет: отраслевое министерство не слышит бизнес-союзы», «ЭГ» № 95 за 15.12.2020) усугубления своего положения в целом не предвидит.

Возможно, это связано с отсутствием в Беларуси карантинных мер и в разы менее активной, чем весной, самоизоляцией населения. Но только треть опрошенных из этого сектора ждут более сильного влияния COVID-19, чем раньше, и ровно столько же заявили о том, что их предприятие входит во вторую волну более подготовленным и отрицательное влияние будет меньшим.

 

Страх заболеть стал сильнее

Также исследовательский центр совместно с компанией SATIO в текущем году проводят регулярные опросы населения в рамках проекта «Ковидономика». В конце ноября специалисты опросили 1 тыс. человек из разных регионов страны в возрасте от 18 до 64 лет.

Из данных опроса следует, что по сравнению с периодом до пандемии доходы сократились более чем у половины жителей, в среднем они снизились почти на 35% – среди тех, кто об этом заявил.

Эти цифры контрастируют с официальной статистикой: по данным Белстата, номинальная начисленная средняя зарплата в октябре возобновила рост после двухмесячного снижения, реальные денежные доходы населения за январь-октябрь выросли на 4,6%.

Но, во-первых, заработная плата – это только один из видов доходов, хотя и самый распространенный. Во-вторых, ответы при опросе свидетельствуют скорее об экономическом самочувствии людей и их оценках изменения покупательской способности и инфляционных ожиданиях. И судя по тому, что основной причиной падения доходов чаще всего называлось изменение курса национальной валюты, их динамика в рублях мало кого интересует в принципе.

О свершившемся сокращении зарплаты сообщили более 25% участников опроса, 20% – рассказали, что им убрали или сократили премирование. 16% столкнулись с объявлением об отмене роста заработной платы, 11% отметили, что они потеряли подработку.

Того, что их доходы в ближайшее время останутся на прежнем уровне, ожидают 45% опрошенных, дальнейшее снижение прогнозируют 37%.

При этом более 30% респондентов заявили о том, что имеющихся у них сбережений не хватит на то, чтобы прожить даже один месяц.

Как и в случае с опросом предпринимателей, исследователи поинтересовались ожиданиями населения в связи со второй волной заболеваемости COVID-19. В ноябре, как и весной, на первое место вышли опасения, связанные непосредственно с самим коронавирусом, а не с экономическими или социальными последствиями пандемии. Самое основное опасение – то, что количество зараженных продолжит расти, его отметили почти 70%.

Социолог центра ИПМ Дарья Урбан:

– Опасения роста заболеваемости взлетели до уровня апреля-мая. На втором месте у нас обычно изменения курса рубля, в этом месяце эти опасения отступили. Зато мы видим активный рост количества ответов о том, что система здравоохранения не справится с нагрузкой. Впервые за долгое время больше 20% населения опасаются введения строгих карантинных мер. В ноябре взгляд в целом стал более негативным, т.к. уменьшилась доля тех, кто дает позитивные оценки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений