Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Туризм
15.12.2020 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №95 (2394) от 15.12.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Туризм, которого нет: отраслевое министерство не слышит бизнес-союзы

Фото: iStock

Центральной темой совместной пресс-конференции Респуб­ликанского союза туристических организаций и Республиканского союза промышленников и предпринимателей, которая прошла 9 декабря 2020 г. в Минске, стал кризис в туристической отрасли.

Еще в октябре бизнес-союзы разработали и направили в Минспорта 32 предложения по поддержке отрасли. Однако регулятор не обратил на них внимания и принял свой план, который, по мнению представителей бизнеса, совершенно отор­ван от реальности.

 

Время испытаний на прочность

Туризм оказался наиболее уязвимой отраслью перед лицом главного вызова этого года – распространением вируса нового типа и введением беспрецедентных мер противоэпидемиологического характера.

По данным Белстата, экспорт туристических услуг за апрель-октябрь 2020 г. снизился на 98%, существенно пострадала логистика по организации въезда, нарушены производственные цепочки формирования, продвижения и реализации турпродукта, а внутренний туризм приобрел в большей степени неорганизованный характер.

Кризис задел и смежные с туризмом отрасли.

Например, в январе-октябре 2020 г. товарооборот общественного питания составил 2 млрд руб., что на 17,7% меньше, чем за такой же период прошлого года; пассажиро­оборот транспорта составил 15,4 млн пассажиро-километров, а это на 32,3% ниже, чем год назад.

Снижение спроса на услуги по временному размещению и проживанию затронули не только крупные гостиничные комплексы, но и ИП, которые сдавали жилье на короткий срок. Бизнес многих предпринимателей оказался разрушен, из-за чего они вынуждены были переориентироваться на сдачу квартир на длительный срок, что также отразилось на налоговых поступлениях.

Из-за того, что стабилизация рынка туристических услуг прогнозируется не ранее конца 2021 года, бизнес-союзы предложили правительству ряд мер, которые должны поддержать предприятия отрасли в это непростое время.

 

Батальоны просят огня, а правительство обещает подумать

Основной блок предложений бизнес-союзов связан с оказанием финансовой поддержки, в первую очередь тем субъектам хозяйствования, которые связаны с внутренним туризмом. Деньги – это кровь бизнеса, и если многие предприятия смогли протянуть первое полугодие на имеющихся резервах, то к IV кварталу они оказались истощены.

В числе мер финансовой поддержки бизнес-союзы запрашивали:

– предоставление льготных кредитов на развитие бизнес-процессов по организации внутреннего и въездного туризма (формирование турпродуктов, продвижение услуг, организация производственных цепочек);

– предоставление субсидий для выплаты минимальной заработной платы работникам;

– введение временного моратория на отчисления в ФСЗН;

– предоставление отсрочки («налоговых каникул») на срок не менее 6 месяцев на оплату налога на прибыль, добавленную стоимость, земельного налога, налога на недвижимость и других налоговых платежей;

– введение моратория на срок до 1 года на применение ответственности к субъектам внутреннего туризма за несвоевременный возврат денежных средств потребителям по заключенным договорам оказания туристических услуг, а также на взыскание штрафов и компенсацию расходов общественных объединений по защите прав потребителей;

– снижение арендной платы для организаций, которые занимаются развитием внутреннего и въездного туризма.

Однако итоговый план первоочередных мер поддержки внутреннего и въездного туризма, утвержденный 26 ноября 2020 г., ограничивается единственным пунктом, касающимся финансирования, с туманной формулировкой «проработка вопроса оказания государственной поддержки, льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по организации туристических путешествий». А в графе «Источник финансирования» лаконично указано, что финансирование не требуется.

 

Моя твоя не понимать

Другой комплекс мер, внесенных бизнес-союзами в качестве предложения в правительство, посвящен стимулированию развития отрасли.

Конкретных предложений не меньше, чем в предыдущем блоке. Это снижение ставки налога на прибыль до 10–15% для субъектов туристической деятельности, ориентированных на развитие внутреннего и въездного туризма, отмена взимания НДС с поставщиков первичных (базовых) туристических услуг (таких как проживание, питание, пассажирские перевозки, музейно-экскурсионные и другие аналогичные услуги), что послужит стимулированию субъектов хозяйствования в формировании устойчивых производственных связей между производителями таких услуг и туроператорами внутреннего и въездного туризма. По мнению бизнес-союзов, необходимо организовать предоставление грантов на конкурсной основе для реализации инвестиционных проектов, а в выделении земельных участков для реализации таких проектов отдавать предпочтение отечественным инвесторам, в т.ч. туроператорам.

Важной мерой по стабилизации рынка бизнес-союз считает введение трехлетнего моратория на изменения в законодательстве и упрощение процедуры выдачи виз по ходатайству туристических операторов. В качестве дополнительных мер поддержки предлагается продлить действия сертификатов соответствия качества туристических услуг и на подтверждение категорийности гостиниц (звездности), закончивших свое действие в 2020 году, как минимум, на 1 год.

У Минспорта свой взгляд на стимулирование внутреннего туризма.

По мнению регулятора, упор нужно делать на развитие инфрастуруры – дорог, средств размещения, приобретение транспортных средств отечественного производства. Что касается предоставления льгот, министерство считает необходимым провести анализ эффективности и востребованности действующих льгот и преференций, чтобы определить и упразднить те из них, которые являются неэффективными и не используются, а те, которые будут признаны эффективными, распространить на отдельные территории. Предполагается определить конкретные пилотные участки для создания специальных туристско-рекреационных парков, например, в Гродненской области.

Таким образом, правительство оказалось не готово сделать ставку на частный бизнес, предпочтение отдано инфраструктурным планам и концентрированным инвестициям в крупные государственные проекты.

 

Равные условия пока только в мечтах

Третий блок предложений связан с созданием равных условий для всех субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности.

Главная идея, которую в своих предложениях транслируют бизнес-союзы, – приоритет в поддержке нужно отдать национальным операторам и распространить на всех хотя бы те льготы, которыми сегодня пользуются государственные тур­операторы. Например, предоставление субсидий для экскурсионных и туристических поездок по стране белорусских предприятий всех форм собственности в размере подоходного налога, которая сегодня распространяется только на государственные организации. Или обеспечение компенсации расходов по участию в международных выставках отечественным субъектам туристической деятельности, продвигающим въездной туризм, что пока еще остается привилегией государственных туроператоров.

Бизнес-союзы обращают внимание еще на одну проблему: стремление исключить туроператоров из цепочки создания туристического продукта и недобросовестную конкуренцию с иностранными сервисами.

Предложения содержат просьбу провести проверку по факту доминирующего и монопольного положения иностранных сервисов, предоставляющих услуги по организации путешествий, таких как booking.com. На сегодняшний день порядка 90% объектов размещения на территории Беларуси вынуждены пользоваться данным сервисом и платить высокие комиссии (15–35%). В то же время условия, предлагаемые объектами размещения отечественным туроператорам за привлечение клиентов, существенно хуже. В итоге получается, что гостиницы и санатории дают зарубежным тур­операторам высокое комиссионное вознаграждение, а с белорусскими туроператорами хотят работать без комиссионных. Более того, складывается мнение, что отечественный туроператор во въездном и внут­реннем туризме – это посредник, которого надо исключить из производственной цепочки. Хотя именно туроператор является налогоплательщиком, работодателем, отвечает за качество услуг в соответствии с действующим законодательством.

Отраслевое министерство считает, что развитие въездного и внутреннего туризма требует широких информационно-рекламных кампаний, продвижения туристического бренда страны, создания новых и адаптации существующих туристических продуктов с включением в их состав брендовых региональных культурных мероприятий (выставок, ярмарок, фестивалей). Роль туристических организаций как основных провайдеров услуг и продуктов при этом не просматривается.

***

Таким образом, Минспорта и бизнес-союзы по-разному смотрят на пути выхода туристической отрасли из текущего кризисного состояния.

В предложениях бизнес-сообщества сделана ставка на поддержку и стимулирование деятельности основных игроков отрасли.

Регулятор выбрал путь централизованного стимулирования развития отрасли с сохранением ведущей роли государства и приоритетом крупных инвестиционных проектов.

Впрочем, к тому, что правительство не слышит бизнес, нам не привыкать.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by