Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
13.10.2020 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №77 (2376) от 13.10.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самочувствие бизнеса вернулось к весеннему состоянию. Но сокращений меньше, а дебиторки больше

Фото: pixabay

После незначительного подъема оптимистических настроений в среде малого и среднего бизнеса летом 2020 г. в сентябре его состояние вновь ухудшилось. Об этом свидетельствуют результаты регулярных опросов предпринимателей, проведенных белорусским исследовательским центром в июле и сентябре.

На презентации исследования старший научный сотрудник цент­ра Родион Морозов сравнил новые данные с информацией, полученной во время аналогичного опроса в апреле (см. статью «Адаптация к новым условиям пока обходится малой кровью» в «ЭГ» № 33 за 08.05.2020).

Традиционно опрашиваются представители 100 микро-, малых и средних предприятий из различных сфер, но в июле сотрудники центра сделали исключение и для большей репрезентативности опросили 400 человек.

 

Иностранные контрагенты ждут предоплату

– Ситуация в бизнесе, вызовы, с которыми он сталкивался на конец августа – начало сентября, вернулись к тревожному состоянию восхода первой волны коронавируса в Беларуси. Причиной этому во многом стала социально-политическая обстановка, – отметил эксперт.

Если в июле о падении спроса на внутреннем рынке заявили 55% респондентов, то в сентябре – уже 64%. О нестабильности национальной валюты как негативном факторе для развития бизнеса в июле упомянули только 13% опрошенных, в сентяб­ре – почти 40% (показатель сопоставим с апрелем).

В сентябре также значительно по сравнению с апрелем и июлем выросло количество тех, кто испытывает трудности из-за роста дебиторской задолженности и неисполнения партнерами своих обязательств – об этом сообщили 36%.

Каждый десятый опрошенный заявил о снижении производительности труда сотрудников из-за общественно-политической ситуации в стране.

В июле о различных проблемах с ликвидностью заявили около 30% участников опроса. При этом большинство из них не обращалось в банки за новыми кредитами. Однако среди тех, кто обращался, осенью выросло количество отказов в их предоставлении: в июле об этом сообщили 4%, в сентябре – уже 13%.

Родион Морозов подчеркнул, что внешнеэкономические партнеры начинают учитывать страновые рис­ки и все чаще переходят на работу с белорусскими предпринимателями исключительно по предоплате, а если поставки идут из Беларуси, то готовы платить по факту. Это, помимо сворачивания банковского кредитования, и создает проблемы с ликвидностью.

 

Персонал в цене

Наиболее серьезные проблемы согласно результатам опроса в сентябре испытывал малый бизнес, занятый услугами по временному проживанию и питанию (о снижении выручки более чем на 20% сообщили все опрошенные, что сопоставимо с апрелем), в сфере спорта, развлечений и отдыха, транспорта и торговли.

Среди положительных тенденций, зафиксированных во время июльского и сентябрьского опросов, исследователи выделили невысокую популярность сокращения зарплат и персонала как антикризисных мер. Так ответили 28 и 15% соответственно. В апреле такие меры применялись активнее.

Судя по результатам опроса малый бизнес продолжает оптимизировать неосновные расходы (44% в июле и 51% в мае), искать новых поставщиков и арендодателей (13 и 16% соответственно), пробовать новые форматы деятельности (12 и 16%) и в целом ценит свой персонал.

О переводе сотрудников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты в июле сообщили 19% респондентов, а в сентябре – только 11%, что авторы отметили как положительную тенденцию. Значительно сократились и увольнения, отправления в отпуск за свой счет и сокращения заработков: если в мае к таким мерам прибегали в среднем примерно 20% опрошенных, в июле – 8–15%, то в сентябре – не более 5%.

При этом, как отметил Родион Морозов, во время опросов исследователи обращались к тем предпринимателям, которых уже опрашивали весной. И большинство заявивших в апреле о том, что рассчитывают продержаться в бизнесе не дольше двух месяцев, продолжали работу и в сентябре, сократив издержки.

Во время июльского опроса поинтересовались, когда ситуация, сложившаяся в связи с распространением COVID-19 в представляемой участниками отрасли, по их мнению, вернется в нормальное состояние. 36% затруднились с ответом, 17% ответили, кто пандемия коронавируса не отразилась на их отрасли.

На восстановление в течение нескольких месяцев рассчитывали 9%, горизонт до полугода отметили 16%, столько же – до 12 месяцев, 6% респондентов рассчитывают на выход из коронакризиса только в течение 2–3 лет.

На вопрос, какие наиболее значительные изменения произойдут на предприятии после завершения пандемии, почти 40% участников ответили, что «ничего не изменится». 20% намерены формировать бОльшую «подушку безопасности» на случай наступления кризиса. В районе 10% отметили такие тенденции, как усиление роли интернета в качестве основного канала продаж и взаимодействия с клиентами, сокращение лишних функций и персонала, совершенствование управлением финансами и перевод части работ в удаленный или онлайн-режим.

 

Релокейт непопулярен

Также представители малого бизнеса рассказали о возможных эмиграционных устремлениях, о чем в последнее время все чаще заявляют в IT-отрасли. Только 2% респондентов в сентябре сообщили, что находятся в процессе релокации, или смены юрисдикции, 4% задумываются над этим. 63% участников опроса не видят необходимости в переезде за рубеж, 31% не рассматривают такую возможность, потому что характер бизнеса не позволяет сделать этого.

В целом, в сентябре 58% участников оценивали свое положение, как ни плохое, ни хорошее, 12% – как хорошее, 26% – плохое и 3% – очень плохое.

Стоит отметить, что сегмент самого популярного ответа значительно расширился по сравнению как с июлем, так и с апреле-маем. Причем одновременно уменьшилось количество и тех, кто чувствует себя хорошо, и тех, кому плохо.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by