Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
09.06.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Без первого невозможно второе

Между двумя сторонами заключена сделка, в соответствии с которой новый должник обязуется погасить задолженность первоначального должника перед его кредиторами (например, поставщиками) взамен уступки лицу, выступающему новым должником, прав денежных требований из других обязательств на равнозначную сумму.

Влечет ли признание части указанной сделки недействительной недействительность второй ее части?

В соответствии с п. 1 ст. 391 ГК юридические лица свободны в заключении договора. В силу п. 2 ст. 391 ГК стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы раз­личных договоров, предусмотренных законодательством (сме­шанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В рассматриваемом случае за­ключенная сторонами сделка квалифицируется как смешанный договор, содержащий в себе элементы соглашения об уступке права (требования) и соглашения о переводе долга.

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) (п. 1 ст. 353 ГК). Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (п. 1 ст. 362 ГК).

Исходя из ст. 181 ГК недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В рассматриваемой ситуации принятие новым должником на себя обязательства погасить задолженность осуществлено на возмездной основе – за счет уступки новому должнику, который будет по другой части сделки выступать новым кредитором. В свою очередь сделка по уступке требования также заключена с соблюдением прин­ципа ее возмездности – за счет принятия долга на равнозначную сумму. Таким образом, по указанной сделке происходит своеобразный обмен активами (правами требования) и пассивами (обязательствами) на воз­мездной основе (п.п. 1 и 3 ст. 393 ГК).

Очевидно, что признание одной из частей сделки (уступки или перевода долга) недействительной повлечет утрату условия о возмездности другой части сделки, без включения которого вторая сделка не была бы заключена из-за невыгодности для второй стороны смешанного договора ее совершения. Кроме того, признание одной из частей сделки недействительной, по сути, по­влечет признание недействительной (ничтожной) второй части сделки в условиях отсутствия положения о ее возмезд­ности (ч. 2 п. 1 ст. 543 ГК,  подп. 4 ст. 546 ГК).

Ответ: Да, влечет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений