Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Транспорт
21.02.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обзор рынка грузоперевозок за январь 2022 года

Из инфографики Белстата по грузовым и пассажирским перевозкам за январь 2022 года в сравнении с аналогичным месяцем в 2021 году следует, что пассажирские перевозки показывают в целом положительную динамику, в то время как грузовые существенно просели.

Суммарно пассажирооборот по всем видам транспорта превзошел прошлогодний период на 109,4%, при этом было перевезено фактически равнозначное количество пассажиров – 123,8 млн человек (100,02%). 

Летать продолжаем, а вот ездим – реже 

Наилучшая динамика у воздушного транспорта, который нарастил пассажирооборот до 117,2%, а количество пассажиров до 102,7%. (0,1 млн чел.). Поступательный рост у городского электрического и метрополитена – 105,2% пассажирооборота и пропорционально 104,7% по количеству пассажиров (44,7 млн чел.). 

Железнодорожный вид транспорта существенно поднял свой пассажирооборот до 123,1%, хотя количество пассажиров увеличилось не так заметно – 103,5% (4 млн чел.). 

Еще более противоречивые показатели у автобусных перевозок – при увеличении пассажирооборота на 102,9%, показатели количества пассажиров уменьшились до 97,3% (74,9 млн чел). 

С грузами потуже, но не со всеми 

Наряду с этой динамикой, общие показатели у грузовых перевозок ушли в минус: грузооборот составил всего 89,3%, а количество перевезенных грузов 98,3%. Однако показатели его составляющих существенно разнятся. 

Так, железнодорожный транспорт нарастил грузооборот до 118,6%, при соразмерном увеличении количества перевезенных грузов до 114% (10 271,6 тыс. т), а автомобильный увеличил грузооборот до 108% при росте перевезенных грузов на 114,8% (8764 тыс. т). 

Значительно недобрали до прошлогодних показателей воздушные и трубопроводные грузоперевозки. Грузооборот отечественной авиации составил всего 37,5%, при 20% перевезенных грузов (0,6 тыс. т) в сравнении с прошлогодними показателями. В свою очередь трубопроводный вид транспорта упал не так заметно – «всего» до 61,2% в грузообороте и до 69,9% (6 654,6 тыс. т) по количеству перевезенных грузов. 

Автобусное сообщение скоро восстановят 

Таким образом, пассажирские перевозки за исключением относительного снижения показателей у автобусного парка демонстрируют положительную динамику, несмотря на ограничения, вызванные эпидемиологической ситуацией. Автомобильное сообщение, очевидно, пострадало от запрета на международные перевозки, введенного Российской Федерацией. К слову, белорусские власти активно занимаются решением данного вопроса.  

С грузовыми перевозками ситуация сложнее. Если рассматривать показатели авиаперевозок, которые уменьшились в пять раз – это в глобальном масштабе не является серьезным экономическим фактором, учитывая общий объем перевозимых грузов (0,6 тыс. т. в прошлом месяце). В том числе и для самой Белавиа, которая, несмотря на действующие против нее санкции, сумела сохранить свои позиции благодаря альтернативным маршрутам, а также из-за ограничений для автобусных перевозчиков, что привело к ним часть клиентов. 

Загрузка трубопровода зависит от «Газпрома» 

В тоже время, снижение объемов трубопроводных перевозок имеет гораздо более существенное значение для экономики страны. К примеру, доля трубопроводного вида транспорта в общем объеме грузоперевозок в 2010 году составляла 51,3% (в 2019 году – 41,3%).

Белорусской газотранспортной системой управляет «Газпром трансгаз Беларусь», который в прошлом году значительно снизил транспортировку сырья через нашу страну. По мнению экспертов, причина сокращения транзита газа обусловлена запуском в ближайшее время газопровода «Северный поток – 2», проложенного по дну Балтийского моря, что позволит качать российский газ в Европу без посредников.

По логистическим причинам, Беларусь может лишиться значительных средств, которые получает за услуги транспортировки российского газа – в общей сложности, около 350 млн долларов в год. И найти альтернативную замену этому источнику доходов будет сложно.

К слову, в 2020 году в нашей стране создана Государственная администрация водного транспорта. В том же году впервые водным путем был доставлен белорусский экспортный груз потребителям в cербский порт Панчево. В 2021 году продолжилось реформирование этой отрасли, в том числе разделением перевозочной и портовой деятельности.

Об итогах работы транспортной отрасли в 2021 году читайте в материале «Экономической газеты».

Территорию республики пересекают 2 международных трансевропейских транспортных коридора (по международной классификации):

▪ номер II (Запад – Восток): Берлин – Познань – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород;

▪ номер IX (Север – Юг): (Хельсинки – Санкт-Петербург – Псков – Гомель – Киев – Одесса) с ответвлением IX В (Клайпеда / Калининград – Вильнюс – Минск – Гомель).


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by