Банки и расчеты
08.02.2005 6 мин на чтение
мин
БЕЛОРУССКИЙ ПАРАДОКС
Без инноваций не бывает длительного и мощного экономического подъема, конкурентоспособной экономики, устойчивого развития на основе высокой занятости и высокого качества жизни...
Без инноваций не бывает длительного и мощного экономического подъема, конкурентоспособной экономики, устойчивого развития на основе высокой занятости и высокого качества жизни. Поэтому формирование инновационной политики требует знания особенностей современного инновационного процесса. В чем он проявляется?
Динамика и качество экономического роста все сильнее зависят от технологических сдвигов. Поэтому на инновации в развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта. Каждое второе предприятие промышленности Европы осуществляет затраты на инновации. Причем вопреки распространенному мнению наиболее активен в этом крупный бизнес. В Беларуси же инновационная активность в промышленности в последние годы не превышает 13%.
Промышленно развитые страны, к сожалению, не заинтересованы в расширении круга обладающих развитой конкурентоспособной экономикой. Ибо этот процесс неизбежно ведет к перераспределению мировых природных ресурсов, рынков сбыта и возможному снижению уровня жизни стран из числа развитых. Поэтому логичны усилия, предпринимаемые к тому, чтобы менее развитые страны не выходили из роли "полуфабрикатных или сырьевых придатков". Преодолевать это сопротивление можно активностью на международном рынке технологий. Однако наша страна пока слабо вовлечена в международный обмен технологиями - технологический баланс платежей составляет лишь 0,03% ВВП, по этому показателю мы отстаем от развитых стран в 600раз.
Наукоемкий сектор мировой экономики развивается быстрыми темпами, а особенно бурно - направление информационно-коммуникационных технологий, обладающих высокой социально-экономической значимостью, огромным потенциалом саморазвития и способствующих интеграции национальных хозяйств. В мировой практике этот процесс оценивается по показателям занятости, количеству патентных заявок, венчурному финансированию, доле добавленной стоимости. Ни одна из этих позиций белорусской статистикой не охвачена. Следовательно, нет информации для анализа и принятия политических решений.
Мониторинг инновационной деятельности ЕС базируется на статистике, позволяющей отслеживать ход инновационных процессов более чем по 20 показателям. У нас такая отчетность введена с 2002 г. для промышленного сектора. Предпринятая нами попытка анализа затрат и результатов инновационной деятельности в стране на базе европейских индикаторов может быть оценена как "белорусский парадокс". Мы превышаем среднеевропейский уровень по доле занятого населения с высшим и средним специальным образованием почти в 2 раза (Беларусь - 40%, ЕС - 21,5%), сохранили современную структуру подготовки кадров в сфере высшего образования. Вместе с тем в экспорте высоких технологий отстаем от развитых стран Европы почти в 7раз. В Беларуси товары высокой наукоемкости в экспорте вне СНГ составляют 3,1%. ЕС же 20% экспорта промышленных товаров реализует на мировых рынках высоких технологий. Доля новой продукции в выручке у нас в три раза ниже. При этом наукоемкость инновационных затрат критически низкая - в 2003 г. она составила 4%.
Коренная причина низкой инновационной активности отечественного бизнеса - в его слабой восприимчивости к инновациям. Отсутствие спроса на инновации связано как с технологической отсталостью, так и со сложным финансовым положением предприятий. Но в большей степени это свидетельство неспособности экономической системы адаптироваться к изменениям. Предприятия не могут двигаться к новому технологическому укладу из-за проблем на институциональном уровне. Система советского типа, которая в основном сохранилась в промышленном комплексе, исключает действие механизмов саморегулирования, осуществляет регламентацию структуры и программы функционирования предприятий. Поэтому истоки современной проблемной ситуации в неадекватном институциональном ответе на вызовы инновационного пути развития.
Согласованность технологических и институциональных изменений становится основной задачей в строительстве национальной системы инноваций. Инновации требуют в равной степени технологической новизны, рыночного потенциала и предпринимательской активности. Без предпринимателя невозможно увидеть новый рынок для полученного учеными ноу-хау, без маркетолога - сформировать и освоить этот рынок, без инновационного менеджера - организовать сложный процесс коммерциализации. Поэтому современная инновационная политика требует системности и взаимодействия всех участников инновационного процесса.
За последние несколько лет в Беларуси многое сделано для развития инновационной инфраструктуры: организованы центры трансфера технологий, центры маркетинга (практически по всех вузах страны). Но предстоит сделать еще больше.
При принятии решений следует учитывать, что институты формируются медленно и нуждаются в катализаторах. В условиях, когда спрос на них со стороны крупного частного бизнеса не сформирован, само государство должно стать инициатором преобразований.