Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусские производители заявляют о дискриминации

Фото: freepik.com

В Беларуси растет импорт товаров, и на этом фоне представители отечественных производственных компаний сигнализируют о проблеме дискриминации на внутреннем рынке. Чтобы ее решить, предлагается внести изменения в действующее законодательство.

Итоги десятилетия

Официальная статистика свидетельствует о том, что доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте в январе-сентябре 2023 г. составила 60,8%. Для сравнения: в январе-сентябре 2022 г. – 61,1%.

При этом доля продовольственных товаров белорусского производства за первые 9 месяцев текущего года находилась на уровне 77,9% и увеличилась на один процентный пункт (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время удельный вес непродовольственных товаров производства РБ в январе-сентябре 2023 г. сложился на уровне 41,8% и уменьшился на 1,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

Тренд последнего десятилетия говорит о том, что в целом доля белорусских товаров на внутреннем рынке заметно сократилась – с 69,6% в 2013 г. до упомянутых 60,8% в нынешнем году. В том числе доля оте­чественных продовольственных товаров на внутреннем рынке снизилась с 82,6% до 77,9%. А вот удельный вес белорусских непродовольственных товаров сократился весьма существенно – с 53,2% до 41,8%.

Производители полагают, что снижение доли отечественных товаров на внутреннем рынке обусловлено неравными условиями работы белорусских и зарубежных компаний с торговыми организациями на внутреннем рынке. При этом, по данным местных производителей, импорт растет, что создает риски дальнейшего сокращения удельного веса отечественных товаров в стране.

Проблемы, которые волнуют реальный сектор экономики, обсуждались на круглом столе, организованном Белорусским союзом предпринимателей.

Предложения производителей

m_olizarovich.jpg
   Маргарита Олизарович

Представители легкой промышленности на своих примерах рассказывали о своем видении ситуации. Маргарита Олизарович, учредитель компании, которая выпускает изделия санитарно-гигиенического назначения, на данных таможенной статистики показала, что импорт в этом сегменте растет быстрыми темпами.

За 1-е полугодие 2023 г. ввоз гигиенической продукции (в т.ч. пеленок, подгузников, прокладок) вырос в физическом выражении на 27%, а в денежном – на 40%.

На фоне роста импорта представленность белорусских товаров в ведущих торговых сетях относительно низкая, заявила М. Олизарович. Это, по ее мнению, обусловлено тем, что рознице выгоднее продавать импортные товары, нежели оте­чественные.

С такой позицией фактически согласились представители концернов «Белнефтехим» и «Беллегпром», выступавшие на круглом столе, а также производственные организации, которые поставляют в розницу лакокрасочную продукцию и удобрения.

d_schelkunov.jpg
       Дмитрий Щелкунов


Розничная торговля считает прибыль с каждой полки, утверждают производственники, и поскольку зарубежный товар дороже и наценку можно сделать выше, то торговля предпочитает продавать импортный товар. Поэтому производители предлагают выравнять торговые надбавки на белорусскую и зарубежную продукцию.

Дискриминацию производственники видят не только на полке, но и в расчетах.




«Что мешает торговым сетям сформулировать недискриминационную политику и платить белорусскому производителю в такие же сроки, как и импортеру? Ничего не мешает», – заявил на круг­лом столе Дмитрий Щелкунов, генеральный директор компании «Легпромразвитие» (предприятие занимается обув­ным, инструментальным и пластмассовым производством).

a_kalinin.jpg
      Александр Калинин

По его мнению, необходимо разными методами добиваться отсутствия дискриминации ко всем белорусским производителям и вносить соответствующие нормы в законодательство.

Так, если торговые организации за белорусский товар осуществляют оплату с отсрочкой 90 дней, а импортеру – 30 дней или работают по предоплате, то за такие дискриминационные практики торговлю нужно штрафовать, полагает Д. Щелкунов.

В то же время, считает он, лояльность сетей к отечественным производителям следует стимулировать экономическими методами (например, поощряя расширение доли таких торговых организаций на территории страны).

Белорусский союз предпринимателей считает, что в стране должен быть законодательный акт, который будет защищать интересы производителей на внутреннем рынке, сообщил «ЭГ» глава объединения Александр Калинин. Предполагается, что соответствующий документ, основанный на предложениях производителей, будет подготовлен в первом квартале будущего года.

Читайте также:

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений