Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
18.05.2018 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №36 (2140) от 18.05.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ажиотаж на белорусские санатории спал, но спрос сохранился

Руководитель Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее – Центр), кандидат медицинских наук Геннадий БОЛБАТОВСКИЙ в интервью «ЭГ» рассказал о перспективах развития наших санаториев и пояснил, как можно получить льготную путевку.

Чем сегодня является Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-­курортному лечению населения, каковы его функции?

– Республиканский центр – это организация, подчиненная правительству, входит в структуру Совета Министров. Основная его функция – реализация государственной политики в области санаторно-курортного лечения, оздоровления населения за счет государственных средств. Мы получаем средства, проводим конкурсы, делаем закупки путевок, ведем учет нуждающихся и выделяем им путевки. Учет проводим как среди работающего, так и неработающего населения. Кроме того, Центр координирует деятельность всей системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.

Как вы контролируете деятельность санаториев?

– Контроль за санаториями в рамках договорных обязательств существует, но это не подведомственные нам учреждения. Все санатории имеют своих собственников.

Сегодня санатории вполне благополучны, экономически независимы и с хорошей рентабельностью реализуют путевки. Был период (почему и проводилась реформа в 2005–2006 гг.), когда сократилось бюджетное финансирование, они были загружены только на 30%, и стоял вопрос о закрытии половины этих учреждений. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Теперь мы просим, чтобы они участвовали в социальных программах, в конкурсах Центра для льготных категорий граждан. Центр за бюджетные деньги требует путевки с минимальной рентабельностью. Выбор поставщиков осуществляется по двум критериям: цене и качеству оказываемых услуг.

И если десять лет назад санатории у нас «в очереди стояли», то теперь уже мы не можем «пробиться» сквозь повышенный спрос. Еще пару лет назад глубина продаж была как минимум на полгода вперед. Сейчас ажиотаж несколько спал, но сохранился стабильный спрос. Можно сказать, что возник паритет, и мы теперь тоже можем выбирать.

Существует ли у нас рейтинг санаториев? По каким критериям выбирают лучшие? За что санаторию дается высшая категория?

– Один из наших механизмов управления – обязанность санаториев раз в пять лет проходить государственную аттестацию и получать рейтинговую категорию. Если санаторий претендует на повышение статуса, он может проявить инициативу и раньше. Или наоборот, мы можем понизить статус из-за жалоб, несоответствия качества оказываемых услуг.

При присвоении категории санаторий оценивается по 13 критериям. Самое главное здесь – медицинская составляющая.

Что касается ежегодного ранжирования, то мы проводим по итогам работы оценку деятельности учреждений. Таким образом мы стимулируем санатории, даже детские, нацеливаем их на развитие. По итогам 2017 года среди детских санаториев высшую оценку получили «Солнышко», «Богатырь» и «Росинка», а среди взрослых – «Юность», «Сосны» и «Радон». Среди оздоровительных – ДРОЦ «Ждановичи», «Надежда» и «Жемчужина».

Какой минимальный и максимальный пакет услуг может сегодня получить гость санатория?

– Санатории перестали быть местами пребывания лиц пожилого возраста. Сегодня это многофункциональные ком­плексы, которые выполняют услуги как по оздоровлению, так и по санаторно-­курортному лечению.

В основном к нам едут лечиться. Минимальный комплекс услуг, которые должны предоставить санатории, определен постановлением Минздрава от 16.05.2003 № 23 «Об утверждении норм диагностических и лечебно-реабилитационных услуг (процедур) в области санаторно-курортного лечения», и санатории его обязаны предоставить. Все, что выше стандарта или по желанию клиента, предоставляется за дополнительную плату.

– Какой самый интересный, с вашей точки зрения, пакет услуг, который предлагается у нас в Беларуси?

– Я считаю, что главное – это максимальное использование природных лечебных факторов. Человек в санатории должен получить такие услуги, которые он не получит в обычных медучреждениях. Оптимальный пакет – питьевое лечение минеральной водой, минеральные ванны, грязелечение, фитотерапия.

Около половины наших санаториев используют галлатерапию (соляное лечение. – Прим. ред.). Широко используются нетрадиционные методы – лечат пиявками (гирудотерапия), пчелами (апитерапия), применяют иглорефлексотерапию. Нахождение в экологическом месте, дозированные физические нагрузки, диетическое питание также являются факторами эффективного лечения и оздоровления.

– Что хвалят и на что чаще всего жалуются клиенты белорусских санаториев? Как решаются имеющиеся проблемы в этой сфере?

– Хвалят в первую очередь медицину – мы завоевали этот рынок именно благодаря медицинской составляющей. Западный потребитель, который сейчас к нам поехал, поражен объемом и качеством наших услуг – в Европе они стоят баснословных денег. Недавно к нам приезжал вице-президент Всемирной федерации водолечения и климатолечения (ФЕМТЕК) Умберто Солимене. Он предложил Беларуси вступить в эту федерацию на любых условиях, сказав, что у нас не может быть конкурентов на этом рынке.

Что касается претензий к санаториям, то по каждой мы выезжаем на место и разбираемся. И я ответственно заявляю, что за прошлый год не было ни одной обоснованной жалобы.

Я не говорю, что наши санатории сопоставимы с европейскими спа-отелями. Мы пока не готовы по сервису и условиям проживания на это претендовать. Но у нас в приоритете – развитие медицинских услуг.

– Какие перспективы для наших оздоровительных учреждений вы видите с учетом развития рынка ЕАЭС?

– По ценовой политике санаториев есть вопросы. Мы рекомендуем им выдерживать единую ценовую политику для граждан России и Беларуси для обеспечения равных прав. Заставить мы их не можем, я об этом говорил выше, санатории – саморегулирующиеся организации. С учетом развития рынка ЕАЭС, где должны будут обеспечиваться равные права, мы будем готовить рекомендации по единому ценообразованию.

– Как гражданину Беларуси получить льготную путевку в санаторий? Можно ли самому выбрать санаторий, подходящий по медицинским показаниям?

– Путевку получить вполне реально – мы каждый год более 700 тыс. человек отправляем за бюджетные деньги на санаторно-курортное лечение. Все путевки выдаются специалистами Центра по месту жительства гражданина по заключению врачебно-консультационной комиссии, которая должна выдать справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Если человек работающий, с этой справкой он должен идти в свою комиссию по оздоровлению (она должна быть создана в любом трудовом коллективе, как правило, такая комиссия действует на общественных началах). Она формирует заявку и представляет ее специалисту Центра, который в зависимости от наличия путевок распределяет их по организациям.

Что касается пенсионеров, то они должны напрямую обращаться к нашим специалистам на прием с заявлением и этой справкой. Центр может предоставить право выбора из предлагаемых санаториев. Что же касается первоочередников, мы им всегда идем навстречу и закупаем путевки под их нужды.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений