Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аутстаффинг и аутсорсинг: — порядок применения, основные отличия

Иллюстрация: Kirsten Ulve

В некоторых случаях нанимателю для выполнения определенной работы выгоднее и проще привлечь сторонних работников, чем вводить в штат своей организации дополнительных сотрудников. При этом работники числятся в штате специализирующейся на услугах аутстаффинга организации, но фактически работают на прежнем рабочем месте организации-заказчика и осуществляют свои обычные трудовые функции.

Аутстаффинг вывод сотрудников за рамки штата организации. При аутстаффинге персонал заключает трудовые договоры не с фактическим работодателем, а с организацией-посредником, или аутстаффером.

Сегодня в РБ на законодательном уровне не закреплено понятие аутстаффинга. В общегосударственном классификаторе ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» предусмотрены такие виды деятельности, как 78200 «Деятельность по предоставлению временной рабочей силы» и 78300 «Прочая деятельность по обеспечению рабочей силой».

По своей сути предоставление персонала можно отнести к возмездному оказанию услуг (гл. 39 ГК). По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК). Соответственно, аутстаффинг – это услуги по предоставлению персонала: организация-заказчик обеспечивается необходимыми трудовыми ресурсами при помощи услуг сторонней организации – аутстаффера.

 

Трудовые отношения между организацией-заказчиком и предоставленными работниками

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенным одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Под сторонами трудового договора понимаются наниматель и работник (абзацы 14 и 17 ч. 1 ст. 1 ТК).

Таким образом, между организацией-заказчиком и предоставленными работниками трудовой договор не может быть заключен, поскольку эти работники состоят в штате не организации-заказчика, а аутстаффера, который несет за них полную юридическую и административную ответственность.

Аутстаффер при предоставлении организации-заказчику работников:

– заключает с работником трудовой договор, в котором указываются все обязательные сведения и условия, предусмотренные ст. 19 ТК, т.е. при приеме таких работников в штат аутстаффера оформляется вся необходимая кадровая документация;

– производит расчет заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, иных пособий, которые полагаются работнику в соответствии с нормами законодательства;

– предоставляет отпуска, командировки и др.;

– производит расчет, удержание и уплату «зарплатных налогов», а именно подоходного налога, обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах;

– увольняет работника.

 

  • Преимущества

Если появляется необходимость в дополнительном персонале, но при этом организации невыгодно расширять список штатных сотрудников, чтобы не потерять право применять УСН, то заключается договор с аутстаффером. В результате организация имеет квалифицированных специалистов и продолжает применять УСН.

Справочно: применение плательщиками УСН прекращается, если численность работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно превысила 100 человек (подп. 6.3.1 п. 6 ст. 327 НК).

Нет необходимости заключать трудовые договоры с работниками, соответственно, отсутствуют трудовые споры.

Уменьшается нагрузка на кадровые службы и бухгалтерию.

Снижаются финансовые издержки, поскольку отпадает необходимость по выплате персоналу отпускных, выходных пособий и проч.

 

Прием на работу

Если потенциальный аутстаффер принимает на работу сотрудников организации-заказчика, которая их официально увольняет, то сотрудники продолжают выполнять свои прежние обязанности и работать на тех же условиях, только числятся в организации аутстаффера.

Перевод сотрудников на аутстаффинг производится следующим образом:

– организация-заказчик определяет необходимость в персонале, который не будет оформлен в ее штат, и заключает договор на предоставление услуги аутстаффинга с указанием срока действия, условий и стоимости услуг;

– организация-заказчик увольняет своих сотрудников, передаваемых к аутстафферу, а последний зачисляет их в свой штат;

– принятые в штат работники аутстаффера оказывают услуги организации-заказчику на основании заключенного договора на оказание услуг по предоставлению персонала (договора аутстаффинга);

– работники аутстаффера, как и до заключения договора аутстаффинга, фактически работают у организации-заказчика, а аутстаффер, как наниматель, выплачивает им заработную плату.

Если организации-заказчику дополнительно необходим определенный персонал на короткое время и она обращается к аутстафферу с заявкой подобрать тех ли иных специалистов с определенной квалификацией, то аутстаффер подбирает персонал, который устраивает организацию-заказчика.

Несмотря на то что персонал трудится у организации-заказчика, аутстаффер должен:

– оформить трудовой договор, предусмотрев возможность направления работника для выполнения функций, обусловленных трудовым договором, на различные объекты организаций-заказчиков;

– завести на работника трудовую книжку (если ее не было до приема на работу);

– вести табель учета рабочего времени, несмотря на то, что работники, как правило, находятся на территории заказчика, выплачивать заработную плату;

– предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Например, если организация-заказчик находится в другом городе – оформить командировку и, соответственно, возместить командировочные расходы. Предоставлять работнику трудовые и социальные отпуска, выплачивать пособия по основаниям, определенным законодательством.

Поскольку поручение работы у другого нанимателя является переводом, аутстафферу необходимо уведомить работника о направлении на работу, получить его согласие и подготовить соответствующий приказ (ч.ч. 1, 2 ст. 30 ТК).

 

  • Недостатки

Персонал, работающий по договору аутстаффинга, может подходить к выполняемой работе без должного усердия, поскольку организация-заказчик не является его прямым нанимателем. Существуют риски разглашения коммерческой тайны, утечки информации к конкурентам. У организации-заказчика отсутствует возможность повышать степень профессионального развития такого персонала.

Также организация-заказчик не может заключать с направленными к ней аутстаффером работниками договоры о полной материальной ответственности, потому что в соответствии со ст.ст. 404, 405 ТК такие договоры могут быть заключены между нанимателем и работником. В том случае, если организация-­заказчик такой договор все же заключит, он не будет иметь юридической силы.

Чтобы свести к минимуму свои риски, организации-заказчику следует предусмотреть в договоре все необходимые условия.

 

  • Договор аутстаффинга

Поскольку договор на оказание услуги по предоставлению персонала – гражданско-правовой договор, он должен содержать все существенные условия, а именно:

– предмет договора и стоимость оказываемой услуги;

– срок действия;

– информацию о месте работы работника;

– порядок документооборота, передачи необходимой информации организацией-заказчиком аутстафферу, например, информации по учету рабочего времени и др.;

– ответственность аутстаффера за некачественное оказание услуг;

– неразглашение конфиденциальной информации, коммерческой тайны, о которой может стать известно персоналу в ходе исполнения договора;

– обязанность организации-заказчика обеспечить направленный к нему персонал всем необходимым для выполнения последним своих трудовых обязанностей;

– право организации-заказчика требовать от направленного персонала соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных в организации.

 

Аутсорсинг

Аутсорсинг – комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. Аутсорсер – специализированная организация или ИП, поставщик услуг аутсорсинга.

На аутсорсинг, например, могут быть переданы функции seo-специалиста, когда организация желает открыть новое направление в своей деятельности и для этого ей необходимо создание web-сайта, его продвижение, обновление контента и размещение рекламы.

Также необходимость передачи трудовых функций работников на аутсорсинг может быть вызвана необходимостью минимизировать налоговые платежи в связи, например, с уплатой зарплатных налогов. По­этому аутсорсинг представляет собой эффективное решение для оптимизации финансовых затрат предприятия.

Из наиболее часто передаваемых на аутсорсинг функций можно выделить:

– кадровое производство;

– ведение бухгалтерского учета;

– юридическое сопровождение деятельности организации.

 

  • Преимущества

Позволяет получить услуги высокого качества, поскольку услуги аутсорсинга оказывают организации с соответствующим профилем деятельности и их сотрудники имеют высокую квалификацию и опыт работы в том или ином направлении.

Услуги аутсорсинга финансово более привлекательны, нежели прием-увольнение штатных сотрудников с выплатой заработной платы, уплатой зарплатных налогов, отпускных, а также организацией рабочего места.

Отсутствует необходимость соблюдения требований законодательства в части минимального порога оплаты труда.

Имеется возможность оплаты оказанных услуг (выполненных работ) с той периодичностью, которая преду­смотрена договором аутсорсинга, в отличие от необходимости ежемесячной выплаты заработной платы работникам организации.

Поскольку оказание услуг (выполнение работ) по договору аутсорсинга не регулируется нормами трудового законодательства, то организации-заказчику не нужно оплачивать больничные листы, командировочные расходы, обеспечивать необходимыми инструментами и оборудованием, выдавать спецодежду и др.

 

  • Недостатки

Сотрудник может недостаточно глубоко знать специфику работы организации, которой оказывает услуги аутсорсинга.

Вследствие удаленности не всегда возможно оперативно согласовать некоторые рабочие моменты: передать документы, обсудить принципиально важные срочные вопросы.

Организации-заказчику следует иметь специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, для контроля действий аутсорсера.

 

Основные отличия аутстаффинга от аутсорсинга

Аутстаффинг

Аутсорсинг

Сотрудники выводятся за штат организации и числятся в другой организации, продолжая работать на прежних рабочих местах.

Передаются не функции работников, а конкретный персонал

Отдельные функции деятельности организации делегируются другой компании, например, ведение бухгалтерского учета, кадровых вопросов, работа seo-специалистов и др.

Заказываются не работники, а услуга

Сотрудник имеет рабочее место у организации-­заказчика и получает ежемесячную заработную плату от аутстаффера

Работник, как правило, не имеет рабочего места у организации-заказчика, имеет возможность работать по гибкому графику, т.к. вознаграждение получает в основном по результатам выполненной работы

Аутстаффер не имеет возможности контролировать порядок выполняемой работы и ее качество, поскольку работник выполняет трудовые обязанности на территории организации-­заказчика

Аутсорсинг является более «дисциплинированным», поскольку аутсорсер может контролировать порядок выполнения сотрудником работы и ее качество

 

Рекомендуем:

Налогообложение услуг аутстаффинга

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by