Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Итоги
10.06.2022 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №42(2539) от 10.06.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

12 июня – день работников легкой промышленности

Фото: neg.by

Каждый год во второе воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают работники легкой промышленности. Отрасль занимает важное место в экономике Беларуси, являясь одним из направлений промышленной специализации страны со времен СССР. Мы подготовили специальный статистический обзор, посвященный достижениям и проблемам отечественного легпрома.

Несмотря на то, что удельный вес данного вида экономической деятельности остается небольшим (3,4% от общего объема промышленного производства), отрасль обеспечивает работой более 80,7 тыс. работников, что составляет 10,8% рабочих мест всей обрабатывающей промышленности. При этом большинство работников, занятых в отрасли (63,9 тыс., или 79%), составляют женщины. Необходимо отметить, что легпром остается одной из немногих отраслей белорусской промышленности, где преобладают предприятия с небольшой численностью работников, а частная форма собственности доминирует над государственной.

Некрупные и негосударственные

На 1 января 2021 г. производство текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха было основным видом деятельности почти для 2 тыс. предприятий. 62,6% из них относились к микроорганизациям – компаниям, в которых численность работников не превышает 15 человек. Еще 30% предприятий отрасли являются малыми организациями, где количество работников составляет до 100 человек. Таким образом, более 90% организаций легпрома – это небольшие (по числу работников) компании. Крупных организаций немного – 3,2%, однако они выпускают 64,5% всей производимой продукции и обеспечивают 2/3 рабочих мест в отрасли.

Доля предприятий легпрома с государственным участием (полным или частичным) не превышает 5%. То есть можно сказать, что легкая промышленность – это отрасль с самой низкой степенью государственного участия. Таким образом, представление о данном секторе как о государственном и в основном с крупными компаниями уже давно не соответствует действительности. Сегодня флагманами белорусской легкой промышленности являются не только «Камволь», «Коминтерн», «8 марта» и другие приватизированные в 1990-е годы предприятия советской эпохи, но и компании другой формации, такие как «Конте Спа», «Формэль», «Милавица», «Элема», «Белвест» и «Марко», которые придают отрасли новый облик.

Постоянная борьба за потребителя

Легкая промышленность – одна из самых высококонкурентных сфер, где предприятия должны демонстрировать высокую адаптивность к меняющимся потребительским предпочтениям и трендам, а также эффективно продавать производимый товар, особенно если учесть «короткую» жизнь готовых изделий на полке магазина. Именно поэтому конкуренция здесь является не столько соперничеством выпускаемой продукции, сколько соревнованием различных бизнес-моделей.

Сегодня предприятия легкой промышленности работают в условиях, когда им приходится бороться за потребителя с магазинами комиссионной одежды, вещевыми рынками, точками по продаже контрафактной одежды из Средней Азии, и все это в условиях, когда тренды потребления меняются под влиянием маркетплейсов. Сложность такой конкуренции связана с тем, что не все участники рынка соблюдают требования, предъявляемые к производству и реализации одежды, что зачастую ставит предприятия отрасли в условия неравной конкуренции.

Проблемы и достижения

Есть в отрасли и другие трудности. Первая из них и весьма существенная – низкий уровень оплаты труда. Так, в ноябре 2021 г. медианная зарплата (значение, которое делит все зарплаты в выборке ровно пополам) в легкой промышленности составила 949 руб., что на 25% меньше среднего значения в промышленности целом. Это означает, что половина всех работников в отрасли зарабатывает меньше этой суммы. Данный показатель по-прежнему самый низкий в промышленности Беларуси.

Вторая проблема, которая обращает на себя внимание, – рост складских запасов. Более всего это касается льняных и шерстяных тканей, где соотношение запасов к объему среднемесячного производства достигло 4,1х и 6,7х соответственно, трикотажных изделий – 2,6х, чулочно-носочных изделий – 4,6х, сумок женских – 5,7х. Особенно большим остается складской запас обуви, который превышает среднемесячный объем производства в 6,7 раза. Все это выдает традиционные для отрасли проблемы со сбытом.

Несмотря на трудности, предприятия отрасли продолжают работать. По данным Беллегпрома, только за I квартал 2022 г. организации концерна произвели промышленной продукции на 446,6 млн бел. руб., что на 6,2% больше того же периода прошлого года. 60% произведенной продукции на 386 млн USD экспортировано в 42 страны, среди которых Нидерланды, Польша, Латвия, Болгария, Индия, Бельгия, Великобритания, Израиль, Грузия, Азербайджан, Канада и Корея.

Однако до значений прошлого года дотянуть не удалось. Отклонение от плана в концерне объясняют переориентацией на новые рынки. Определенные надежды Беллегпром возлагает на эффект замещения и сотрудничество с современными цифровыми розничными и оптовыми площадками: ICOL, TradeBel, Ozon и др. Как неоднократно заявляли представители концерна, сегодня предприятия отрасли готовы полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, осталось совсем немного – стать привлекательными для потребителя и научиться продавать товары с использованием современных каналов дистрибуции.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений