Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Жилищное строительство: — приоритеты и финансирование

Фото: freepik

Из года в год в жилищном строительстве сокращается доля бюджетного финансирования за счет расширения использования внебюджетных источников. Создана правовая база для того, чтобы граждане активно участвовали в приобретении жилья с привлечением собственных средств.

По итогам 2020 г. строительный комплекс обеспечил достижение всех целевых индикаторов, установленных Программой деятельности правительства на 2018–2020 гг. На этом фоне стало очень заметным падение уже в I квартале 2021 г. инвестиционной активности и соответствующее снижение объемов работ, что в итоге привело к ухудшению финансового состояния строительных организаций, росту количества убыточных субъектов хозяйствования.

Но на темпах жилищного строительства кризисные явления не сказались. В 2020 г. введено 4,156 млн кв. м жилья, в т.ч. с господдержкой – 1,306 млн кв. м (103,9% и 132,8% к годовому заданию соответственно). За 6 месяцев текущего года – 2,04 млн кв. м жилья (при годовом задании 4 млн кв. м за счет всех источников финансирования). Темпы строительства составили около 115% к аналогичному периоду прошлого года. В том числе за полгода сдано в эксплуатацию 632,5 тыс. кв. м жилья с господдержкой, 452 тыс. кв. м – для многодетных.

Выступая на одном из заключительных заседаний пятой сессии Палаты представителей, заместитель премьер-министра Анатолий Сивак отметил, что правительство принимает меры по обеспечению ритмичного финансирования жилищного строительства, включая кредитные ресурсы и бюджетные средства для объектов инфраструктуры.

Вице-премьер напомнил, что в январе 2021 г. принята госпрограмма строительства жилья на 2021–2025 гг. За пятилетку планируется ввести в эксплуатацию жилья общей площадью 21,4 млн кв. м, в т.ч. с господдержкой – 6,4 млн кв. м.

В числе приоритетов остается строительство индивидуального жилья, долю которого в общем объеме жилищного строительства необходимо довести не менее чем до 40%. За 1-ое полугодие 2021 г. построено 908 тыс. кв. м.

В текущем году предусмотрено строительство жилых помещений для 8831 многодетной семьи. В 2020 г. на улучшение жилищных условий было направлено 17 438 многодетных семей (в текущем году планируется 10 538). Для них построены 12 584 жи­лые помещения общей площадью 907 тыс. кв. м, т.е. 69,4% от всего возведенного с господдержкой.

По данным Белстата, за январь-июнь для этой категории очередников введено 451,9 тыс. кв. м общей площади жилья.

Напомним, согласно Директиве от 04.03.2019 № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» многодетные семьи с 2021 г. направляются на строительство жилья в течение года со дня их постановки на квартирный учет. Дополнительным источником финансирования для них с 2020 г. стали средства семейного капитала.

Для привлечения средств граждан в жилищное строительство правительство внедряет механизмы, определенные Указом от 16.04.2020 № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании», также прорабатывается вопрос использования эскроу-счетов (подробнее в статье «Эскроу-счета в строительстве жилья»).

Кроме того, подготовлен проект указа о мерах по оказанию господдержки, предусматривающий урегулирование проблемных вопросов, выявленных в процессе практической реализации указов от 06.01.2012 № 13 и от 04.07.2017 № 240 (далее – Указ № 240), которые регламентируют вопросы строительства или приобретение жилых помещений с помощью государства. Речь идет, по словам вице-премьера, о защите интересов многодетных семей, а также членов семей кредитополучателей. Законодательно будут урегулированы дополнительные основания для внесения изменений в решения исполкомов о предоставлении адресных субсидий в соответствии с Указом № 240 в случае нарушения или неправильного применения законодательства.

В ходе встречи в Палате представителей Анатолию Сиваку было задано несколько вопросов. Так, депутат Валентин Семеняко поинтересовался, не рассматривает ли правительство возможность использовать льготы для многодетных семей для строительства или покупки ими жилья на селе. Сегодня многодетные переезжают в города, где получают квартиры.

То есть действующее законодательство стимулирует отток населения из сельской местности. В то же время далеко не все такие семьи хотят уехать из родных мест. У многих из них есть личные подсобные хозяйства, огород, живность. Да и в условиях города они, как правило, сложно социализируются: не всем родителям просто найти работу, детям – привыкнуть к новому коллективу в школе.

Вице-премьер пообещал в течение трех месяцев разобраться в этой проблеме.

Что касается перспективы, то по-прежнему в числе важнейших направлений названо строительство арендного жилья. За пятилетку намечено ввести в эксплуатацию почти 725 тыс. кв. м. Конечно, этого мало, ставится задача наращивать его объемы.

В Беларуси арендное жилье пока неокупаемое. Правительство присматривается к опыту соседних стран, где такие дома строят частные организации. Также планируется к строительству арендного жилья привлекать предприятия (подробнее в статье «Арендное жилье: создание единого фонда финансирования»). И, похоже, в наш обиход скоро войдут такие слова, как доходный и арендный дома.

Разработана республиканская про­грамма, которая с учетом ввода Белорусской АЭС предполагает увеличение доли жилых помещений с применением электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения: за 5 лет будет построено около 2 млн кв. м общей площади такого жилья.

Так как площадок для строительства в Минске и областных центрах становится все меньше, большие надежды возлагаются на активное строительство жилья в городах-спутниках. Например, в текущем году запланировано возведение 11 домов в Смолевичах. Понятно, что стоимость жилья там заметно ниже, чем в Минске. Еще одно преимущество для будущих жильцов состоит в том, что построиться они смогут независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако из-за нехватки средств слабо решаются проблемы транспортного сообщения, ведь на работу жители городов-спутников едут в Минск (или областные центры).

Отметим, что проблема перенаселенности Минска периодически всплывает и в Овальном зале, и в ходе встреч представителей районных администраций с жителями минских микрорайонов. Периодически звучат призывы: в Минске строить больше нельзя! Однако буквально на днях СМИ растиражировали мнение министра архитектуры и строительства Руслана Пархамовича, который считает, что совсем отказаться от строительства в столице не получится: город надо развивать и обновлять. К тому же не стоит пугаться, что одномоментно могут вводиться в эксплуатацию огромные площади. Создание нового жилого комплекса (речь шла о строительстве комплекса «Северный берег») рассчитано на годы вперед.

Руководители министерства, говоря об успехах отрасли, напоминают, что темп выполнения капитального ремонта в этом году опережает показатели аналогичного периода 2020 г. более чем на 150%. В 2020 г. капитально отремонтировано 3,2 млн кв. м жилья. Казалось бы, большая цифра. Но это всего лишь 2,7% от обслуживаемой площади. И не случайно из общего числа поступающих обращений граждан, связанных с технической эксплуатацией жилищного фонда, около трети касается капитального ремонта жилья.

Депутаты на заседании также интересовались, за счет каких средств будет происходить обновление лифтового хозяйства. В 2020 г. завершилась двухлетняя программа по ускоренной замене отработавших свой срок подъемников. В течение ближайших 5 лет планируется заменить еще 4727 старых лифтов, в т.ч. в этом году – 966. Выяснилось, что будет использован уже отработанный механизм финансирования – привлечение бюджетных кредитов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений