Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Арендное жилье: — создание единого фонда финансирования

Фото: Shutterstock/HAKINMHAN

Темп возведения арендного жилья можно было бы простимулировать путем создания единого фонда строительства арендного жилья в Беларуси за счет отчислений предприятий. Проанализируем аналогичный опыт, за и против такого варианта финансирования строительства и возможные критерии создания фонда.

Согласно Декрету от 03.04.2000 № 10 «Об образовании местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов» в Беларуси был создан бюджетный жилищно-инвестиционный фонд. Источником ресурсов стали отчисления от выручки (дохода, валового дохода, балансовой прибыли) организаций в зависимости от вида деятельности. Использовались средства фонда на цели строительства жилья и объектов инфраструктуры. Часть средств направлялась в АСБ «Беларусбанк» для льготного кредитования в соответствии с Указом от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».

Бюджетный жилищно-инвестиционный фонд сыграл свою роль в вопросе изыскания дополнительных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, расширении спектра источников финансирования отрасли. Вероятно, стоит вернуться к достаточно удачному механизму, адаптировав его к новым экономическим условиям.

Создание бюджетного инвестиционного фонда строительства арендного жилья возможно с использованием следующих критериев:

1) получателем денежных средств является государство, т.е. бюджеты областных центров и г. Минска;

2) собираемые денежные средства перераспределяются по регионам в зависимости от потребности в арендном жилье;

3) плательщиками в созданные фонды становятся организации, рентабельность реализованной продукции, товаров, работ и услуг или рентабельность продаж которых достигнет установленного значения.

По данному вопросу должны дать свое заключение соответствующие экономические и финансовые институты, а также органы госуправления, прогнозирующие стоимость строительства жилья.

Государство в целом заинтересовано в строительстве арендного жилья в силу наличия значительного количества очередников. Социальная направленность государственной жилищной политики остается неизменной, поэтому в условиях ограниченных возможностей по предоставлению господдержки при улучшении жилищных условий рост объемов арендного жилья может только приветствоваться. Капитализация денежных средств в жилую недвижимость, принадлежащую государству, приносит определенный доход в виде арендной платы.

Отметим, что в этом случае речь не идет о длительном периоде, по окончании которого недвижимость окупится и начнется период прибыли. В рассматриваемом варианте (строительство за счет средств фонда) прибыль в виде арендной платы поступает в бюджет практически после заселения в арендное жилье арендаторов. Данная прибыль также может направляться на строительство такого же жилья.

В создании фонда заинтересована и строительная отрасль, т.к. оживление строительства – это рабочие места, налоги в бюджет, использование в максимальной степени отечественных строительных материалов и др.

Говоря о пользе в целом при строительстве арендного жилья, следует отметить, что увеличение объемов его ввода повлечет дальнейшее развитие других отраслей – жилые помещения будут ремонтироваться, в них закупается мебель, изделия легкой промышленности, около жилья развивается соответствующая инфраструктура – дороги, магазины, детские сады, школы и проч. То есть вложенные в строительство денежные средства остаются в стране, создавая мультипликативный эффект для развития многих отраслей.

Анализируя отрицательные моменты, связанные с введением нового налога на рентабельные предприятия, следует отметить основное – плательщики лишаются части прибыли, пусть и небольшой. Кроме того, обезличивание денежных средств в одном фонде не дает плательщикам возможности претендовать на «свое» арендное жилье, т.к. оно целиком поступает в собственность государства и распределяется в соответствии с принятыми решениями. При этом решения могут приниматься также в пользу организаций, профинансировавших строительство арендного жилья.

Реализовать на практике данное решение можно, в т.ч. проведя эксперимент на базе любого региона или г. Минска.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений