Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельная амнистия начнет действовать уже 1 сентября

Фото: freepik.com

С 1 сентября 2022 г. вступают в силу положения Закона от 18.07.2022 № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон), которыми внесены поправки в ГК и урегулированы вопросы узаконивания прав на самовольно занятые земельные участки. С деталями последней процедуры знакомят юристы белорусского офиса компании REVERA law group Александр АНТОНОВ и Евгений ЛЕНКОВЕЦ.

Как известно, Законом в новой редакции изложен Кодекс о земле (КоЗ). В обновленном виде КоЗ начнет действовать позднее – с 1 января 2023 г.

Но уже с 1 сентября 2022 г. вступают в силу ст.ст. 2 и 3 Закона, которые также вносят значительные изменения в правовое регулирование земельных отношений.

Так, согласно ст. 2 Закона в новой редакции изложена ст. 223 ГК «Самовольное строительство».

Статьей 3 Закона вводятся возможности:

1) выкупить или арендовать на длительный срок земельные участки на льготных условиях;

2) легализовать права на самовольно занятые земельные участки и расположенные на них капитальные строения (так называемая земельная амнистия);

3) в упрощенном порядке решить вопрос с предоставлением земельных участков (по фактическому пользованию) в созданных до 01.09.2022 садоводческих товариществах.

По понятным причинам наибольший интерес не только у граждан, но и у субъектов хозяйствования вызывает земельная амнистия. На условиях ее проведения и остановимся.

На какие участки можно узаконить права

Пункт 2 ст. 3 Закона предоставляет землепользователям (как гражданам, так и юридическим лицам) возможность оформить права на самовольно занятые ранее земельные участки и возведенные на них капитальные строения при соблюдении определенных условий (о них ниже).

Такая возможность распространяется на следующие объекты:

  • самовольно занятые земельные участки. Под самовольным занятием в данном случае в Законе понимается возведение капитального строения полностью на участке иного землепользователя или землях населенных пунктов; 

  • самовольно занятые части земельных участков. Речь идет о случаях, когда в результате возведения либо реконструкции капстроения или ограждения, являющегося его составной частью, благоустройства прилегающей территории нарушена граница предоставленного земельного участка;

  • земельные участки, целевое назначение которых не соблюдено. Это участки, на которых возведены либо реконструированы капитальные строения, не соответствующие целевому назначению выделенной земли;

  • земельные участки, предоставленные с нарушением установленного порядка. Имеются в виду случаи, когда участок для строительства и обслуживания капитального строения предоставлен:

– госорганом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения;

– без проведения аукциона, когда выделить землю можно было только по результатам аукциона;

– с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков;

– без предварительного согласования места размещения участка, если законодательные акты требуют такого согласования.

Перечисленные нарушения могут быть представлены как по отдельности, так и в комбинации.

Какие органы принимают решения и о чем

При выявлении самовольного занятия земельного участка либо иного случая из числа вышеуказанных местные органы управления вправе вынести решение в пользу землепользователя, обратившегося в такой орган с соответствующим заявлением.

По согласованию с Президентом Мингорисполком и облисполкомы могут принять решения о (об):

– предоставлении самовольно занятого земельного участка независимо от категорий и видов земель;

– предоставлении дополнительного земельного участка (при самовольном занятии части участка) из сельскохозяйственных или лесных земель;

– изменении целевого назначения земельного участка, предоставленного из вышеназванных земель;

– сохранении прав на земельный участок, предоставленный госорганом, не имеющим на это полномочий, или без проведения аукциона.

Согласование с Президентом оформляется в виде распоряжения, проект которого готовит исполком.

Без согласования с Президентом местные исполкомы на соответствующей территории вправе принять решения о (об):

– предоставлении дополнительного земельного участка (при самовольном занятии его части), кроме участков из числа сельскохозяйственных или лесных земель;

– изменении целевого назначения земельного участка – в иных случаях, не связанных с использованием сельскохозяйственных или лесных земель;

– сохранении права на земельный участок, ранее предоставленный с нарушением установленной очередности и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, когда таковое требовалось.

Условия легализации «самовольного захвата»

Исполком может принять одно из вышеуказанных решений, если одновременно соблюдены следующие условия:

– сохранение построенного объекта и изменение целевого назначения земельного участка не влекут существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил (т.е. не создают потенциальную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юрлиц, не могут причинить вред окружающей среде и т.д.);

– смежные землепользователи (при самовольном занятии земельного участка) согласны на сохранение расположенного на этом участке капстроения и изменение границ земельных участков;

– отсутствует спор в суде или неисполненное судебное постановление (исполнительный документ) в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка;

– подтвержден тот факт, что капитальное строение возведено на земельном участке до 01.09.2022. Подтверждением могут служить, в частности, сведения из земельно-­кадастровой документации, решение в отношении самовольной постройки, протокол об административном правонарушении и др.;

– возмещены в полном объеме потери сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства (при их наличии);

– внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части;

– внесена плата за предоставляемый в частную собственность или в аренду земельный участок (дополнительный участок). При этом до 01.01.2023 плата вносится с соблюдением норм КоЗ в действующей редакции, после указанной даты – в новой редакции.

Подать заявление о легализации «самовольного захвата» можно в течение 3 лет начиная с 01.09.2022 (т.е. по 31.08.2025). Ограничение по сроку узаконивания прав на земельные участки не распространяется на случаи, решения по которым будут приняты Президентом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by