Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поправки в кодексы объединили, чтобы решить проблемы землепользователей

Фото: ncpi.gov.by

Палата представителей 29 июня поддержала во втором чтении законопроект «Об изменении кодексов», объединивший нормы принятых 16.06.2022 в первом чтении проекта нового Кодекса о земле и поправок в Гражданский кодекс (по вопросам земельных отношений и самовольного строительства). 30 июня документ одобрили члены Совета Республики.

Обновленный Кодекс о земле вступит в силу с 01.01.2023, поправки в ГК – с 01.09.2022. Сейчас законопроект направлен на подпись главе государства.

Об основных положениях этих документов «ЭГ» уже рассказывала. Проект новой редакции Кодекса о земле направлен на решение возникших буквально во всех регионах Беларуси земельных споров. Доля жалоб, связанных с вопросами землеустройства, землепользования и строительства, достигает 11%.

На состоявшемся в июне в г. Белыничи семинаре прозвучала такая информация: в Могилевской области в ходе инвентаризации земельных участков (она еще не завершена) выявлено порядка 6,5 тыс. земельных споров, которые на сегодня не решены. Подобная ситуация и в других областях Беларуси.

Причем речь не всегда идет о серьезных нарушениях законодательства. Чаще всего – о том, что хозяин выравнивал забор и при этом захватил 15–20 см пустыря. Другой возвел красивый коттедж на участке, при выделении которого землеустроитель допустил ошибку. И хотя вины владельца строения здесь нет, по действующему законодательству узаконить такое здание нельзя, даже если соседям постройки и не мешают. Благоустроенный дом следует снести, а затем строить новый.

Но если земельный участок не зарегистрирован или объект относится к самовольно построенному, то и налог на недвижимость, и земельный налог гражданин не платит.

В основу законопроекта «Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь» положены материалы межведомственной рабочей группы, перед которой ставилась задача разработать нормативный правовой акт (НПА) об усилении ответственности за самовольное строительство.

Поскольку положения этих двух законопроектов перекликались, Постоянная комиссия Палаты представителей по аграрной политике постаралась согласовать их нормы.

Что дадут новации

Итогом работы, как отметил глава постоянной комиссии Николай Шевчук на сессии, стал комплексный сбалансированный законопроект «Об изменении кодексов», подготовленный в целях синхронного рассмотрения взаимоувязанных вопросов самовольного строительства и занятия земельных участков.

Положения, касающиеся изменений Кодекса о земле, призваны обеспечить благоприятные условия землепользования в регионах, развитие гражданского оборота земельных участков и вовлечение в него неиспользуемых земель.

Депутат перечислил наиболее важные изменения, которые произойдут после вступления обновленного Кодекса в силу.

Во-первых, это позволит «избавиться от противоречий, которые сегодня накопились при строительстве», разрешить тянущиеся годами земельные споры.

Многие граждане смогут узаконить земельные участки, чего им долго не удавалось сделать.

Во-вторых, будет дан импульс развитию сельскохозяйственных организаций, фермерства, бизнеса на селе. Земли для этих целей можно будет получить без проблем.

В-третьих, определенные надежды связаны с развитием сельских территорий, наведением порядка в дачных кооперативах и садоводческих товариществах (СТ). Здесь свою роль должно сыграть увеличение предельной площади земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства.

В связи с перераспределением полномочий правительство наделяется компетенцией по установлению порядка изъятия и предоставления земельных участков, переводу земель из одних категорий и видов в другие, предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в госсобственности, рассмотрению земельных споров местными исполкомами. Совмину также поручено принять ряд подзаконных НПА в сфере земельных отношений.

Существенно расширяются полномочия и ответственность местных органов власти по распоряжению и пользованию земельными участками. Областные, городские и районные исполкомы смогут давать «добро» на совершение сделок и иные действия с земельными участками, упрощается порядок их изъятия и предоставления. Местным органам власти предоставляется право самостоятельно определять цели, населенные пункты и иные территории, в пределах которых земельные участки выделяются без проведения аукционов.

При рассмотрении законопроектов в Овальном зале несколько раз всплывала тема коррупции, особенно в отношении легализации земельных участков в Минске, областных центрах и прилегающих к ним районах.

Однако депутаты согласились, что пресечь коррупцию поможет норма, согласно которой землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Кроме того, решать вопросы о выделении земель сельхозназначения и земель лесного фонда не сможет даже председатель облисполкома, это прерогатива главы государства.

Самовольное строительство

Проектом закона «Об изменении кодексов» для более четкого регулирования вопросов самовольного строительства излагается в новой редакции ст. 223 ГК.

Согласно ей самовольное строительство – деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена:

  • на самовольно занятом земельном участке;

  • на самовольно занятой части земельного участка в случае, когда такое занятие выразилось в нарушении границы земельного участка, предоставленного лицу, осуществившему самовольное строительство;

  • на земельном участке, используемом не по целевому назначению;

  • на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по его результатам, и (или) с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;

  • без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.

Объект, созданный в результате самовольного строительства, признается самовольной постройкой.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принять решение о судьбе такого объекта (порядок его принятия установит Совмин). В случае отказа лица выполнить вынесенное решение осуществляется снос постройки с возмещением причиненного вреда.

В ходе сессии заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Николай Шевчук отвечали на вопросы депутатов (а после заседания – и журналистов) о том, как будут действовать нормы обновленного Кодекса о земле после вступления их в силу. Приведем лишь некоторые из ответов.

Какое может быть принято решение, если на самовольно занятом участке возведен «самострой»?

Вполне вероятно, что при небольших нарушениях законодательства решение примут в пользу собственника. Однако при этом будет учитываться целый ряд условий.

Например, должны быть соблюдены градостроительные регламенты, природоохранные и санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные, строительные нормы и правила.

Кроме того, три года дается на то, чтобы решить все спорные вопросы, которые сегодня накопились, в т.ч. и при самовольном строительстве. Минский городской, областные исполнительные комитеты по согласованию с главой государства будут вправе принять решения о судьбе земельного участка при самовольном его занятии.

Как упростится процедура оформления документов на земельные участки в СТ?

Обычно в СТ имеются пустующие участки. Если такой участок кто-то хочет присоединить к своему, то процедура оформления документов требует немало времени и финансовых затрат. При необходимости изменения границ предоставляемого участка сначала надо получить согласие в СТ в части внесения изменений в план организации территории, затем исполком должен принять соответствующее решение. Но эти планы часто оформлялись еще в 1980–90-е годы, за это время многое изменилось, и они не соответствуют действительности.

Поэтому процедура будет упрощаться, разрешат устанавливать границы по фактическому землепользованию, если другие владельцы участков не против.

Смогут ли взрослые дети построить жилой дом на участке, принадлежащем родителям?

Сегодня раздел участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, запрещен. Проект обновленного Кодекса о земле это разрешит (после вступления в силу).

Конечно, сохраняются риски, участок после его выделения, например, может быть продан. Поэтому Комитет госконтроля, Генеральная прокуратура считают необходимым предусмотреть противовесы. Так, предлагается выкупать эту часть участка по рыночной стоимости, но не ниже кадастровой, с целью минимизации коррупционных рисков.

В населенных пунктах есть небольшие неиспользуемые участки (площадью 1–2 сотки), которые гражданин может присоединить к своему наделу лишь через аукцион. Произойдут ли изменения здесь?

Имеются в виду бесхозные земли, которые в настоящее время невозможно присоединить к соседнему земельному участку, выделенному для строительства и обслуживания жилого дома.

Планируется, что в перспективе получить такой участок станет возможным без проведения аукциона.

Кстати, законодатели распространяют такой порядок и в отношении юридических лиц. Например, производство модернизировано, объемы выпуска продукции выросли, нужна дополнительная площадь, например, для складирования продукции или сырья. В данном случае такой участок может быть предоставлен без аукциона.

Что изменится в отношении участков, полученных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)? Они оформлены в частную собственность, но не используются.

Владелец такого земельного участка может добровольно от него отказаться, но компенсация при этом ему не положена. Что касается выкупа участков, выделенных для ведения ЛПХ, то он Кодексом не предусмотрен. Но такой вариант возможен, если участок подпадает под реализацию какого-либо проекта. Например, его может выкупить застройщик, если на данной территории планируется строительство объекта.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений