Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Завершается принятие закона «О лицензировании»: для кого изменятся правила

Фото: freepik.com

При подготовке проекта закона «О лицензировании» правительство обещало в т.ч. исключить чрезмерные и экономически необоснованные требования, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам, четко прописать компетенцию лицензирующих органов. О том, каким получился этот законопроект на финише, рассказал при его рассмотрении во втором чтении на сессии Палаты представителей 26.09.2022 заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Александр Гранковский.

Закон «О лицензировании» придет на смену Указу от 01.09.2010 № 450, который является основным документом, регулирующим процедуры лицензирования в Беларуси. За эти годы в него внесены многочисленные изменения. Предприниматели надеются, что принятие и вступление в действие закона повысит стабильность правовой базы в данной сфере – это чрезвычайно важно для нормальной работы субъектов хозяйствования.

Депутат акцентировал внимание на таких моментах, как четкое определение лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и услуг, компетенции лицензирующих органов, порядка предоставления (приостановления и прекращения) лицензий. Такой подход, по его словам, повысит защиту прав субъектов лицензирования и позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

С помощью закона Совмин рассчитывает приблизить правовое регулирование к цифровому формату.

Подлежат лицензированию 37 видов деятельности, которые «представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, опасность для окружающей среды и связаны с высоким риском нарушений общественных и государственных интересов, прав и законных интересов наших граждан». Кстати, министр экономики Александр Червяков при рассмотрении проекта на сессии в первом чтении сообщил, что в 2003 г. такой перечень включал 165 наименований.

Прекращение лицензии

Многие нормы законопроекта сформулированы на основе анализа правоприменительной практики. Например, специалисты неоднократно обращали внимание на то, что несовершенная правовая база при принятии решения о прекращении действия лицензии позволяет чиновнику не заботиться о последствиях такого шага. Разработчики законопроекта учли, что зачастую это равнозначно закрытию предпринимательской деятельности, и поставили должностных лиц в более жесткие правовые рамки.

Предусмотрено послабление для отдельных лицензируемых видов деятельности путем изменения определения грубых нарушений. Причем по каждому виду лицензирования сформулирован исчерпывающий перечень грубых нарушений. Последнее весьма актуально, т.к. на практике проверяющие нередко могли отнести к ним (а это основание для прекращения лицензии!) незначительные проступки.

Напомню, что при разработке законопроекта некоторые юристы вообще предлагали записать: прекращение лицензии за нарушения возможно только на основании решения суда. К сожалению, их точка зрения не нашла поддержки на уровне правительства и министерств.

Прекращение лицензии по решению суда предлагается осуществлять лишь в случаях, указанных в п. 3 ст. 39 проекта:

– если лицензирующий орган принял незаконное решение о предоставлении или об изменении лицензии;

– лицензия предоставлена на основании заключения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (назначенной в соответствии со ст. 31 Закона), признанного недействительным;

– если лицензиат препятствует деятельности лицензирующего или контролирующего органа в проведении контрольных мероприятий, в т.ч. не выполняет законные распоряжения или требования должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, предоставляет этим должностным лицам недостоверные документы и (или) сведения, относящиеся к осуществлению лицензируемого вида деятельности.

Что изменилось при доработке проекта

Законопроект был доработан по ряду направлений при подготовке его к первому и второму чтениям.

Александр Гранковский отметил, что для гарантирования государством предоставления квалифицированной юридической помощи выделено как самостоятельный вид лицензируемой деятельности оказание юридических услуг. В целях защиты жизни и здоровья граждан вводится лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения. А также определено построение четкой системы лицензионного контроля, который, по сути, является особым видом контроля со своими решениями и методами воздействия.

Также предложено сохранить право оказания услуг электросвязи общего пользования и почтовой связи общего пользования только за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), зарегистрированными в стране. Сделано это, по словам депутата, с целью «обеспечения защиты государственных и общественных интересов, препятствия распространению на территории страны запрещенных предметов и веществ, соблюдения конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации, противодействия угрозам деструктивного информационного воздействия на население».

Значительно доработана статья, посвященная квалификационному экзамену. Определено, что понимается под таким экзаменом, кто и в каком порядке его проходит, для каких целей и когда он проводится.

Нормы проекта дополняются таким основанием для отказа в выдаче лицензии, как включение ее соискателя в перечни организаций, формирований, ИП и граждан, причастных к экстремистской и террористической деятельности.

Новшества на уровне отраслей

«ЭГ» уже рассказывала о новшествах, которые предусмотрены проектом, подготовленным правительством.

Ожидаемо ужесточаются требования к совершению сделок с недвижимостью и к специалистам, работающим в сфере риелторской деятельности.

В последние годы много говорилось о необходимости такой корректировки законодательства, т.к. в Минюст поступало много жалоб от обиженных потребителей. А в ходе проверок постоянно выявлялись нарушения Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 09.01.2006 № 15.

В составляющие услуги по фармацевтической деятельности включена розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом. Расширяются долицензионные требования к соискателям лицензии на все виды игорного бизнеса.

Изменения затронут внешнюю торговлю. Так, отменяется требование о необходимости открытия иностранной организацией постоянного представительства в Беларуси для получения лицензии.

В области образовательной деятельности значительно расширяется перечень услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Напомним, ранее лицензия требовалась для подготовки кадров с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, переподготовки руководящих работников и специалистов со средним специальным и высшим образованием, повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Согласно принятому во втором чтении законопроекту она понадобится еще и при реализации образовательных программ дошкольного, начального, базового, среднего образования, специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования. То есть ужесточаются условия входа на рынок для частного бизнеса, лицензия понадобится для открытия частной школы и детсада.

Целесообразность лицензирования дошкольного и общего среднего образования неоднократно обсуждалась на заседаниях постоянной профильной комиссии с участием представителей Минобразования. В итоге депутаты согласились с тем, что и государственные, и частные учреждения образования должны проходить лицензирование.

Что касается споров по поводу отмены лицензирования деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, то они ведутся давно. Многие специалисты уверены, что такая деятельность (как, впрочем, и некоторые другие) не представляет повышенной опасности для жизни и здоровья граждан, не несет угрозы государственным и общественным интересам. Однако и в этот раз возобладала позиция тех министерств, которые утверждают, что в итоге может быть разрушена эффективно действующая в стране система, позволяющая обеспечить полное вовлечение в оборот металлолома.

В итоге лицензирование сохраняется, но исключается ограничение круга субъектов, которые могут претендовать на получение лицензии.

***

Проект закона «О лицензировании» уже одобрен Советом Республики и направлен на подпись главе государства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by