Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
22.12.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Защита прав участника процедуры закупки

Участники и заказчики (организаторы) процедуры государственных закупок (далее – госзакупки, закупки) должны помнить, что обжаловать процедуры закупки можно двумя способами. Варианты установлены ст. 53 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).

Первый вариант – обжалование в уполномоченный государственный ор­ган по госзакупкам, а именно в комиссию Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – комиссия МАРТ). Второй вариант – обратиться в суд согласно положениям процессуального законодательства Республики Беларусь.

Если процедура закупки проведена с нарушением законодательства о госзакупках, она может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры. Решение уполномоченного госоргана по госзакупкам может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Критерии выбора

Выбирая способ защиты: суд или МАРТ, следует учитывать как преимущества, так и целесообразность каждого способа.

Подача жалобы в комиссию МАРТ имеет ряд преимуществ:

– нет необходимости оплачивать госпошлину за рассмотрение жалобы, что минимизирует расходы, связанные с защитой своих прав и законных интересов;

– сжатые сроки рассмотрения жалоб в сравнении с судом;

– возможность доступа к актуальной практике рассмотрения жалоб комиссией МАРТ (http://www.mintorg.gov.by), что позволяет на стадии подготовки жалобы оценить ее перспективы и учесть сложившуюся практику.

Напомним: участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП), вправе подать жалобу в уполномоченный госрган по госзакупкам в случае, если договор не заключен, в том числе если заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки либо оператор официального сайта не приняли в установленный срок решения по результатам рассмотрения заявления такого лица либо такое лицо не удовлетворено принятым решением по рассмотрению его заявления (ч. 3 ст. 54 Закона).

Обращение в суд на практике зачастую бывает более целесообразным, чем жалоба в МАРТ, в частности, в следующих случаях:

– при необходимости получения дополнительных доказательств по делу в целях обоснования правомерности и обоснованности своей позиции по заявленным требованиям. В част­ности, можно ходатайствовать о назначении экспертизы для разъяснения возникающих при рас­смотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, или ходатайствовать о привлечении специалиста для получения консультаций по вопросам, требующим специальных по­знаний и имеющим значение для рас­смотрения дела; ходатайствовать об истребовании необходимого доказательства от лица, участвующего или не привлеченного к участию в деле, у которого оно находится. Такая необходимость возникает, как правило, или при закупке технически сложного оборудования с большим количеством технической документации, или при наличии особых требований к приобретаемому оборудованию (например, совместимости с иным оборудованием);

– при необходимости применения мер обеспечения для нивелирования возникновения иных судебных споров или затруднения заключения и исполнения договора по итогам процедуры закупки и рассмотрения соответствующей жалобы.

Обращаемся в суд

Решение уполномоченного гос­органа по закупкам может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п. 3 ст. 57 Закона).

Обращение в суд в ряде случаев также может преследовать целью последующее включение лица в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утв. постановлением Минторга от 26.06.2013 № 13, МАРТ включает пос­тавщика (подрядчика, исполнителя) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок:

– при отказе юридического и физического лица, в том числе ИП, выбранного участником – победителем процедуры государственной закупки, от заключения договора, если это не связано с изменением условий процедуры госзакупки, а также в случае, если таким юридическим и физическим лицом, в том числе ИП, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение;

– при расторжении заказчиком (организатором) с юридическим и физическим лицом, в том числе ИП, договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этого договора, за исключением договора, расторгнутого в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой.

Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список, не может учас­т­вовать в процедурах госзакупок в течение 12 месяцев со дня включения в этот список (п. 2 ст. 16 Закона). По истечении указанного срока поставщик (подрядчик, исполнитель) считается исключенным из списка.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений