Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Замененные запчасти в бухучете

Какими документами станция технического обслуживания должна оформить возврат заказчику – юридическому лицу изношенных запчастей, которые были заменены при ремонте автомобиля?

Как эту хозяйственную операцию отразить в бух­учете? 

В соответствии с п. 1 ст. 733 Гражданского кодекса (далее – ГК) по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно ст. 737 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст.ст. 656–682 ГК) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 683–695), если это не противоречит ст.ст. 733–736 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Общими положениями о подряде установлено, в частности, следующее:

а) работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено условиями договора (п. 1 ст. 658 ГК);

б) при выполнении работы с использованием материала заказчика, если это предусмотрено условиями договора, подрядчик обязан:

– использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;

– после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала;

– возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (п. 1 ст. 667 ГК);

в) подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленного заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении исполнителя в связи с исполнением договора подряда (ст. 668 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 219 ГК).

Учитывая то, что договор возмездного оказания услуг не предусматривает право перехода собственности на дефектные детали, в случае оплаты стоимости новых деталей, узлов (далее – детали), предназначенных для замены дефектных, собственником деталей, в т.ч. дефектных, остается заказчик.

Порядок технического обслуживания и ремонта автотранспорта регулируется, в частности, государственным стандартом РБ СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения», утв. постановлением Гос­стандарта от 10.06.2011 № 30 (далее – СТБ 1175).

В соответствии с подп. 5.3.3 раздела 5 СТБ 1175 факт оказания услуги по обслуживанию автотранспортных средств подтверждается составлением организацией автосервиса документа, форма которого утверждается руководителем организации автосервиса (если иное не предусмотрено законодательством). Таким документом, подтверждающим факт оказания услуги, может быть акт выполненных (оказанных) услуг.

Учитывая то, что в перечне первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360, отсутствует форма акта выполненных работ или иного документа, подтверждающего факт оказания услуги по ремонту автотранспорта, организация вправе самостоятельно утвердить указанные формы документа для последующего применения (п. 1, ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З).

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимост­ных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З пер­вичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

К указанным выше сведениям согласно п. 5.3.3 раз­дела 5 СТБ 1175 относятся:

– данные, идентифицирующие транспортное сред­ство (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), заводской номер или иные идентифицирующие признаки компонента (при наличии), номер кузова (VIN), год выпуска, пробег и иная дополнительная информация на усмотрение организации автосервиса;

– перечень выполненных организацией автосервиса работ с указанием их трудоемкости и (или) стоимости;

– перечень использованных организацией автосервиса компонентов и технических жидкостей, оплачиваемых заказчиком, и их стоимость;

– перечень использованных организацией автосервиса компонентов и технических жидкостей, принятых от заказчика; окончательная стоимость работ, компонентов и технических жидкостей;

– даты проведения ответственным работником ор­ганизации автосервиса контроля полноты и качества выполненных работ и проверки технического состояния транспортного средства, должности, фамилии, инициалов и подписи ответственного работника;

– даты приемки заказчиком (представителем заказчика, если заказчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) транспорт­ного средства с отметкой об отсутствии претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ, удостоверенной подписью заказчика.

В соответствии с подп. 5.3.4 раздела 5 СТБ 1175 все замененные за плату дефектные компоненты возвращаются заказчику по его требованию. Факт получения заказчиком замененных компонентов удостоверяется записью в документе, подтверждающим факт оказания услуги, и подписью заказчика.

Иными словами, возврат дефектных деталей под­тверждается записью в акте сдачи-приемки выполненных (оказанных) услуг или ином документе, подтверждающим факт оказания услуги по ремонту автотранспортного средства.

Обращаем внимание, что разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов должны быть включены в учетную политику организации (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Как указывалось выше, услуги по ремонту автотранспортных средств могут быть оказаны с применением деталей как подрядчика, так и заказчика.

К деталям заказчика относятся:

– детали, поставляемые заказчиком и отражаемые у подрядчика на сч. 003 «Материалы, принятые в переработку». Факт поступления таких деталей подтверждается товарной, товарно-транспортной накладной, а ис­пользование – актом выполненных (оказанных) услуг;

– детали, установленные подрядчиком при оказании услуг по ремонту, при условии их оплаты заказчиком.

При этом факт передачи указанных деталей под­тверждается актом выполненных (оказанных) услуг и их последующей оплатой заказчиком (подп. 5.3.3 разд. 5 СТБ 1175).

И в той и в другой ситуации детали являются соб­ственностью заказчика, а подрядчик обязан не только представить отчет об их использовании, но и возвратить имущество, оказавшиеся в его владении в связи с исполнением договора подряда, в т.ч. и дефектные детали (п. 1 ст. 667, ст. 668 ГК, подп. 5.3.4 разд. 5 СТБ 1175).

Согласно ст. 1 Закона № 57-З хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов. Так как дефектные детали подрядчику в собственность не передаются, оснований для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции по возврату дефектных деталей у заказчика не имеется.

Что касается бухучета таких изношенных деталей у заказчика – юридического лица, то следует сказать, что они подлежат оприходованию на забалансовом счете для дальнейшей утилизации (о чем составляется акт) или сдачи в качестве металлолома (если детали содержат металлы) принимающей организации. В последнем случае стоимость и количество металлолома отражается на счетах (в т.ч. реализации) по цене возможного использования (цене, определенной принимающей организацией Белвтормета).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений