Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законопроект о соцстраховании: какие изменения планируются

Фото: fa.ru

В Палате представителей идет подготовка ко второму чтению законопроекта «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования». Этот документ разработан в связи с принятием в декабре 2021 г. поправок в Налоговый кодекс и изданием Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

Внесенный Совмином в Палату представителей проект закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования» 12 мая принят депутатским корпусом в первом чтении.

Как сообщил заместитель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Олег Семенчук, сейчас идет подготовка документа ко второму чтению, депутаты анализируют поступившие по проекту замечания и предложения.

В чем суть корректировки правовой базы по вопросам государственного социального страхования?

Первый блок изменений связан с Указом № 367, которым вводится новый вид накопительной пенсии, преду­сматривающий участие государства в финансировании ее накопления.

Установлено, что с 1 октября 2022 г. гражданам предоставляется право заключить договор о добровольном накоплении дополнительной пенсии и уплачивать дополнительный страховой взнос в размере до 10% заработка (вдобавок к обязательному взносу в размере 1% в ФСЗН).

Одновременно наниматель будет обязан ежемесячно перечислять в государственную страховую организацию «Стравита» суммы, соразмерные взносам работников, в размере от 1% до 3%.

При этом нагрузка на работодателя не увеличится. Средства, направленные на страхование накопительной пенсии работника и, соответственно, не поступающие в общую пенсионную систему, компенсируются нанимателю из республиканского бюджета.

В итоге у гражданина появляется возможность сформировать дополнительную пенсию и получать ее при достижении общеустановленного пенсионного возраста в дополнение к трудовой.

В законопроекте предусмотрена норма по освобождению работодателя от уплаты взносов в бюджет ФСЗН от 1% до 3% на пенсионное страхование – это сумма, которую он направляет страховому предприя­тию «Стравита». Соответствующее дополнение вносится в ст. 12 Закона от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 118-З), которая вступает в силу с 1 октября 2022 г.

Второй блок изменений обусловлен поправками, внесенными в Налоговый кодекс Законом от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 141-З). Данная корректировка НК преду­сматривает реформирование порядка осуществления и налогообложения предпринимательской деятельности. В соответствии с Законом № 141-З с 2023 г. вводится новая категория налогоплательщиков – физические лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход. Общая сумма налога – 10% в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), или 20% – в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года 60 тыс. руб. и полученных от организации либо индивидуального предпринимателя. В бюджет ФСЗН налоговые органы будут перечислять 60% уплаченной суммы налога.

При этом законодательно определено: месяц страхового стажа равен уплате взносов из минимальной заработной платы в размере 29%.

Физические лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход, отнесены к категории лиц, обязанных самостоятельно уплачивать страховые взносы. Законопроектом определен порядок расчета дохода для целей пенсионного страхования этой категории физических лиц.

Плательщикам налога на профессиональный доход предоставлена льгота по уплате взносов в бюджет ФСЗН в период получения пенсий и в период налогового вычета, а именно: вместо 10% уплачивают только 4%.

Сумма причитающихся взносов будет ограничиваться максимальным пределом в 60 величин средних заработных плат по республике за последний месяц года, предшествующего году, за который уплачиваются взносы.

Вышеперечисленные нормы вступают в силу с 01.01.2023.

Закон № 118-З корректируется еще и с учетом изменений, внесенных в Конституцию РБ. Так, согласно предлагаемой редакции ст.ст. 5, 12 Закона № 118-З Президент может устанавливать размеры взносов на пенсионное страхование, а также определять условия освобождения плательщиков от их уплаты.

Все эти положения вступят в силу после принятия и официального опубликования норм законопроекта.

С учетом сложившейся практики корректируется перечень льгот по уплате взносов в ФСЗН, предоставляемых ИП.

Как и самозанятые, ИП будут с 01.01.2023 уплачивать взносы из доходов как по основной работе, так и от предпринимательской деятельности.

Кроме того, Закон от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» приводится в соответствие с новой редакцией Кодекса об образовании. Ряд статей, которые регулируют получение и условия выплаты пособий, дополнены новым видом учреждения образования – клиническая ординатура. Послевузовское образование переименовано в научно-ориентированное. Эти поправки начнут действовать с 01.09.2022.

В рамках поэтапного перехода на платежное обслуживание физических лиц с использованием базовых счетов в Закон от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» вносятся изменения в части предоставления права на выплаты досрочных и дополнительных пенсий на счета с базовым условием обслуживания – норма заработает с 01.01.2023.

Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, представлявшая законопроект на сессии, также ответила на вопросы депутатов.

Как должен формироваться стаж для будущей пенсии у самозанятых граждан, которые будут платить профессиональный налог?

Ирина Костевич напомнила о важном условии, которое касается каждого гражданина РБ: минимальная уплата взноса в течение месяца (чтобы этот месяц был засчитан в страховой стаж) должна исчисляться с суммы не ниже минимальной заработной платы (МЗП).

Например, если МЗП составляет 480,96 руб., то самозанятый должен заплатить с них в месяц примерно 139 руб. Если же он заплатит меньше, то страховой стаж будет засчитан пропорционально уплаченной сумме.

ФСЗН для того, чтобы граждане могли оперативно получать информацию о своем страховом стаже, до конца текущего года разработает и внедрит мобильное приложение.

– Для того чтобы человек понимал эту формулу пенсионного успеха, сейчас создается мобильное приложение. Любой работник, который интересуется своим стажем и своей будущей пенсией, сможет туда зайти и посмотреть: 12 месяцев ему засчитали в страховой стаж по итогам, допустим, 2023 г., или всего лишь 7 или 8, потому что он уплачивал взносы с меньшего дохода, – объяснила министр.

Как будет организован контроль за использованием субъектами хозяйствования средств бюджета ФСЗН в рамках добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии?

Указ и нормы законопроекта вступают в силу с 01.10.2022, но уже подготовлено и принято постановление правления ФСЗН, которое четко регулирует взаимодействие между страховой организацией, нанимателем и Фондом, в т.ч. самоконтроль со стороны Фонда. Как только взносы поступают в страховую организацию «Стравита», она информирует ФСЗН, что такой-то гражданин заключил договор на дополнительную накопительную пенсию, а работодатель все уплатил в срок. Тогда наниматель получает льготу (от 1% до 3%, которые пошли на добровольное пенсионное страхование).

Система четко выстроена, не стоит опасаться, что с 1 октября кто-то сможет найти лазейку и незаслуженно получить льготу.

Чем вызвано решение об отмене льготы по уплате взносов в бюджет ФСЗН для ИП?

По действующему законодательству ИП, имеющие еще и трудовые отношения с какой-либо организацией, могут не платить пенсионные взносы с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, но обязаны их уплачивать в рамках трудовых отношений.

Министерство проанализировало, как используется данная льгота (в 2020 г. ею воспользовались почти 185 тыс. ИП). Выяснилось, что многие не платят взносы с предпринимательской деятельности, а в рамках трудовых отношений исчисляют их с суммы, которая ниже МЗП. А порой вообще ничего не платят, декларируя нулевой доход.

Сегодня работник может иметь контракты, трудовые договоры с несколькими субъектами хозяйствования. И он должен уплачивать пенсионные взносы со всех доходов. Для того чтобы обеспечить справедливый подход и не допустить «кривых» схем и злоупотребления льготой, предложено такое решение: гражданин, в т.ч. ИП, должен платить взносы с любого дохода – и с предпринимательской деятельности, и в рамках трудовых отношений.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на [email protected]

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений