Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законопроект о рекламе взволновал депутатов

Фото: neg.by

На этой неделе Палата представителей быстро и спокойно приняла во втором чтении главные финансовые документы – изменения в Налоговый кодекс и бюджет на будущий год. Вопросы и обеспокоенность у депутатов вызвал законопроект о рекламе.

Рекламные новации

Законопроект «Об изменении законов по вопросам рекламы» долго готовился и, в частности, предполагает изменение порядка согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте.

Депутат Елена Потапова обратила внимание, что документ вводит двухступенчатый порядок согласования отдельных видов наружной рекламы – гор- и райисполкомы будут согласовывать ее содержание с облисполкомами.

Для бизнеса это ничего не меняет, подчеркнул министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов. Он отметил, что на городском и районном уровне не всегда достаточно компетенций и возможностей, чтобы оценить корректность рекламной информации, поэтому после принятия законопроекта ее содержание будет согласовываться вместе со специалистами облисполкомов. Соответствующая норма включена в законопроект «в целях повышения контроля за содержанием рекламы», уточнил он.

Другие новации заинтересовали депутатов еще больше. Так, документ предусматривает либерализацию ряда требований к телевизионной и радиорекламе. В частности, предполагается увеличение (с 16 до 18 минут в течение каждого часа) времени для размещения рекламы в радио- и телепрограммах, транслируемых в прайм-тайм (с 18 до 22 часов).

Кроме того, предоставляется возможность рекламирования алкогольных напитков в ночное время. Также увеличивается на один час время для размещения рекламы пива, слабоалкогольных напитков, игорных заведений и азартных игр.

А. Богданов пояснил, что вышеперечисленные изменения включены «для расширения телевизионной и радиорекламы». Многие западные компании, пояснил он, урезали рекламные бюджеты, и поэтому ранее уже приходилось оперативно вносить изменения в законы и вводить специальный налог (рекламный сбор), чтобы финансово поддержать белорусские телеканалы. И вышеперечисленные изменения также направлены на решение этой задачи.

Взгляд депутатов на возможные риски

Депутат Александр Маркевич обратил внимание на «некоторые опасения наших граждан» в связи с включением в законопроект упомянутых норм, предполагающих увеличение радио- и телевизионной рекламы алкогольной продукции. Он поинтересовался рисками алкоголизации населения в связи с увеличением соответствующей рекламы в республиканских СМИ.

Глава МАРТа рассказал, что это был один из самых дискуссионных вопросов, и он прорабатывался на этапе подготовки законопроекта вместе с представителями Минздрава и правоохранительными органами.

«Пришли к общему мнению, что в подготовленной редакции законопроекта негативного эффекта на население быть не должно», – сказал А. Богданов и обратил внимание на то, что поздно вечером и в ночное время у экранов телевизоров остаются «только взрослые лица, которые способны адекватно воспринимать подобного рода рекламу».

Также министр отметил, что законодательство предусматривает жесткие требования к рекламе алкоголя и поэтому запрещается изображение бутылок, стаканов и процесса употребления таких напитков, «допускается только бренд самого алкоголя и нейтральные сюжеты». Соответственно, полагает А. Богданов, появление алкогольной рекламы на телевидении в ночное время «не будет способствовать повышению употребления алкоголя в нашей стране».

Депутат Андрей Савиных обратил внимание, что в законопроекте «реклама алкоголя и азартных игр фактически уравнивается». По мнению экспертов, добавил он, «игровая зависимость носит жесткий характер и сравнима с зависимостью от тяжелых наркотиков», из-за нее разорялись семьи. Однако, отметил он, в стране растет количество рекламы онлайн-казино. «Не недооцениваем ли мы опасность игромании?» – задал вопрос депутат главе МАРТа.

Алексей Богданов полагает, что возможное увеличение рекламы азартных игр и игорных заведений на телевидении позволит несколько улучшить финансовое положение телеканалов и «не повлияет на расширение игромании».

Он отметил, что в предлагаемом законопроекте содержится «больше ограничений, чем послаблений» для игорных заведений и с учетом появления новых норм «планируется поработать над тем, чтобы снизить наружную рекламу на самих игорных заведениях».

Депутат Геннадий Давыдько назвал законопроект о рекламе непростым документом, который «вызывает много сомнений, в т.ч. у меня».

Сегодня, отметил он, маркетологи знают о человеческой психике больше, чем социологи, и могут пользоваться всеми технологиям для достижения своих целей. В качестве примера он привел ситуацию, когда производитель водки для продвижения алкогольной продукции выпускает воду под аналогичным брендом.

По мнению бывшего руководителя Белтелерадиокомпании, реклама азартных игр, казино – это «большая и грустная ниша».

«Я понимаю, нужны деньги, но я буду голосовать за законопроект в том случае, если там появится пункт: все средства, заработанные на рекламе слабоалкогольных напитков и игровых институций, будут целиком направляться производящим и транслирующим (такой контент. – Прим. ред.) субъектом на рекламу здорового образа жизни, патриотизма, семьи, духовности», – подчеркнул Г. Давыдько. Тогда эти деньги пойдут на противоядие от яда, пояснил он свою позицию. Глава МАРТа в ответ пообещал обсудить предложение депутата.

Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко по итогам дискуссии констатировал, что вопросы к представленному законопроекту существуют и «это предмет для разговора» до рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Подробнее о новациях законопроекта – в следующем номере.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений