Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рекламный сбор: база для исчисления, нормы договора, стоимость фактически оказанных услуг

Фото: freepik.com

С 1 мая 2022 г. вступили в силу нормы Указа от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ), которым установлен сбор за размещение (распространение) рекламы. Порядок применения норм данного НПА вызывает немало вопросов у рекламодателей и рек­ламораспространителей.

Ответы на некоторые из них – далее в статье.

Ситуация 1. В соответствии с подп. 2.5 п. 2 Указа базой для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы (далее – договор), должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рек­ламы. Оказание названных услуг без соблюдения требования к договору, установленного в ч. 2 подп. 2.5 п. 2 Указа, является незаконным и запрещается.

1. Необходимо ли указывать непосредственно в договоре стоимость услуг по размещению рекламы в твердой сумме либо в договоре достаточно отразить способ определения цены услуг (как это допускается п. 1 ст. 663, ст. 737 ГК в отношении договоров возмездного оказания услуг), а стоимость фактически оказанных услуг можно указать в акте оказанных услуг, являющемся неотъемлемым приложением к договору? Будет ли второй вариант считаться нарушением норм Указа со всеми вытекающими последствиями (признание договора ничтожным)?

Согласно подп. 2.5 п. 2 Указа базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Договор должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

Согласно п. 2 ст. 392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не преду­смотрено законодательством.

Таким образом, формально неуказание непосредственно в договоре стоимости оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы является нарушением Указа.

Согласно ст. 29-1 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы на возмездной основе применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не преду­смотрено соглашением сторон. К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, в т.ч. положения ст. 663 ГК, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Нормы Указа не разъясняют, что следует понимать под стоимостью услуг по размещению (распространению) рекламы. Предполагается, что в данном случае речь идет о цене подлежащей выполнению услуги.

Согласно п. 1 ст. 663 ГК в договоре возмездного оказания услуг указываются цена подлежащей выполнению услуги или способы ее определения.

Представляется, что в отношении договора о размещении (распространении) рекламы наиболее приемлем первый вариант, поскольку Указом предусмотрено достаточно жесткое требование. В то же время изменение первоначально установленной цены возможно посредством заключения дополнительных соглашений к договору.

Второй вариант приемлем при условии указания в договоре о размещении (распространении) рекламы ссылки на приложение к нему (дополнение, спецификация, счет, инвойс, акт оказанных услуг и др.), являющееся его неотъемлемой частью, в котором в последующем будет отражаться информация о стоимости фактически оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы. Аналогичная ссылка на соответствующий договор требуется также в приложении к нему.

Выполнение таких условий не позволит признать договор о размещении (распространении) рекламы ничтожным.

2. Необходимо ли указывать в договоре подлежащую уплате сумму сбора за размещение (распространение) рекламы либо же в договор достаточно включить только стоимость услуг рекламораспространителя с НДС и без НДС, чтобы рекламодатель, являющийся плательщиком сбора, мог самостоятельно исчислить сбор исходя из стоимости без НДС?

Согласно подп. 2.5 п. 2 Указа договор должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Обязанность рекламораспространителя указывать в договоре или ином первичном документе сумму сбора за размещение (распространение) рекламы Указом не установлена. Рекламодатель – плательщик сбора исчисляет его самостоятельно исходя из ставки сбора и стоимости фактически оказанных ему услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.

Что касается НДС, то указание его суммы в первичных документах обязательно.

Согласно п.п. 1 и 3 ст. 130 НК при реализации услуг по свободным отпускным ценам или тарифам плательщик в цене (тарифе) услуг обязан предъявить покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС. В электронных счетах-фактурах и первичных учетных (расчетных) документах соответствующие сумма и ставка НДС выделяются отдельной строкой.

3. Что для целей применения Указа понимается под стоимостью фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы – непосредственно цена услуги рекламораспространителя по размещению рекламы (т.е. сумма, которую последний получит за оказанные им услуги) или сумма, которая включает цену услуги рек­ламораспространителя и сумму сбора, которую должен уплатить рекламодатель?

Позиция бухгалтерии такова: если верен второй вариант (т.е. стоимость в договоре = цена услуги + сбор), то рекламораспространителю нужно повысить расценки на рекламу, чтобы в итоге получить ту сумму, которую он получал за размещение рекламы до 01.05.2022.

Насколько обоснованно такое мнение?

Согласно подп. 2.5 п. 2 Указа базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Договор должен содержать стоимость оказанных для рек­ламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Согласно подп. 2.10 п. 2 Указа сбор включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а ИП – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Сбор не включается в формируемую рекламораспространителем цену на услуги по размещению (распространению) рекламы и теоретически не должен ее увеличивать. Однако при формировании цены на такие услуги нужно учитывать, что часть средств не поступит на счет рекламораспространителя, а будет перераспределена в доход бюджета.

Следует также учесть, что повышение расценки на услуги по размещению (распространению) рекламы с целью компенсации потерь выпадающих после 1 мая 2022 г. доходов от оказания таких услуг, связанных с необходимостью перечисления их части в бюджет, одновременно скажется на увеличении сбора.

То есть в любом случае базой для исчисления сбора будет стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС, условно включающая две составляющие части: часть, которая будет перечислена рекламодателям на счет рекламораспространителя, и часть, которая будет перечислена рекламодателем в доход бюджета в качестве сбора.

Ситуация 2. Согласно ч. 2 подп. 2.4 п. 2 Указа размещение рекламы иностранных рекламодателей на территории Беларуси осуществляется на основании договоров, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами. При этом исходя из смысла абзацев 8 и 10 ч. 1 подп. 2.4 п. 2 Указа плательщиком сбора в случае размещения белорусским рекламораспространителем рекламы деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя является рекламное агентство.

Получается такая схема: в случае размещения рекламы иностранным рекламодателем последний заключает договор с рекламным агентством, а уже оно заключает договор с непосредственным рекламораспространителем.

Что понимается под стоимостью фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы, которую необходимо указать в договоре между рекламным агентством и рекламораспространителем?

Согласно подп. 2.4 п. 2 Указа иностранные рекламодатели вправе разместить на территории Беларуси рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора.

Справочно: под иностранным рекламодателем для целей сбора понимается рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами РБ или зарегистрированный в иностранном государстве.

Под рекламным агентством понимаются юридическое лицо РБ или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в РБ, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет.

Плательщиками сбора признаются рекламодатели, являющиеся белорусскими юрлицами и индивидуальными предпринимателями. Иностранные рекламодатели плательщиками сбора не являются.

Размещение (распространение) рекламы, предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси рекламным агентством, не признается объектом обложения сбором. Однако данная преференция не распространяется на рекламу деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем. В этом случае рекламное агентство признается плательщиком сбора, поскольку является рекламодателем.

Согласно подп. 2.5 п. 2 Указа базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы должна содержаться в договоре.

Согласно ст. 29-1 Закона о рекламе к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы на возмездной основе применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон. К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, в т.ч. ст. 663 ГК, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Значит, договор между рекламным агентством и рекламораспространителем должен быть заключен в соответствии с положениями, установленными ГК для договора возмездного оказания услуг, и содержать информацию о стоимости оказанных для рекламодателя (рекламного агентства) услуг по размещению (распространению) рекламы.

Нормы Указа не разъясняют, что следует понимать под стоимостью оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы. В силу положений п. 1 ст. 663 ГК предполагается, что в данном случае речь идет о цене подлежащей выполнению услуги по размещению (распространению) рекламы.

При этом стоимость фактически оказанных рекламодателю услуг по размещению (распространению) рек­ламы может быть указана в приложении к договору (дополнение, спецификация, счет, инвойс, акт оказанных услуг и др.), являющемся его неотъемлемой частью.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by