Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №43(2639) от 09.06.2023 Смотреть архивы

USD:
2.9357
EUR:
3.1794
RUB:
3.6518
Золото:
187.42
Серебро:
2.24
Платина:
100.8
Палладий:
140.63
Назад
Цены
06.04.2023 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Фирменная торговля» и постановление № 713: новое разъяснение МАРТ

Фото: novyefoto.ru

Позиция регулятора – понятия «фирменная торговля» не существует. А исключения из системы ценового регулирования, предусмотренные п. 23-1 постановления № 713, на брендированные секции в магазинах и интернет-торговлю не распространяются.

Очередное разъяснение МАРТ по тематике постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) касается сферы действия п. 23-1 этого нормативного акта. Данный пункт предусматривает исключение из требования о применении предельных максимальных торговых надбавок, установленных в перечне регулируемых товаров (приложение 1 к постановлению № 713). Такие надбавки можно не соблюдать при реализации непродовольственных потребительских товаров, производимых в Беларуси, в фирменных магазинах:

– производителя этих товаров;

– субъекта торговли, получившего право продажи товаров такого производителя с использованием товарного знака или фирменного наименования этого производителя, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

При этом должно быть выполнено одно из двух условий:

– товары приобретены непосредственно у производителя;

– товары переданы производителем в собственный фирменный магазин.

В практике возник вопрос о том, распространяется ли эта норма на продажу непродовольственных товаров в «фирменных» секциях (отделах) и интернет-магазинах. Короткий ответ – нет. А обоснование его таково.

Секция и интернет-магазин – это не фирменный магазин

МАРТ обращает внимание на терминологию, которой оперирует законодательство, в частности Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», согласно которому:

– магазин – это стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговые залы);

– интернет-магазин – информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого ресурса сформировать заказ на их приобретение для личного и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Понятие «фирменный магазин» определено в п. 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703. Исходя из него фирменный магазин может быть создан непосредственно производителем, а также субъектом торговли, которым получено:

– право использования товарного знака производителя, что подтверждается фактом заключения лицензионного договора или иначе поименованного договора, содержащего существенные условия лицензионного договора;

– право использования фирменного наименования производителя, что подтверждается фактом заключения одного из двух договоров – франчайзинга или лицензионного (иного договора, содержащего существенные условия договора франчайзинга либо лицензионного).

При этом удельный вес разновидностей товаров соответствующего производителя в фирменном непродовольственном магазине должен составлять не менее 75% в общем количестве разновидностей товаров, находящихся в продаже в этом магазине.

Понятие «фирменная торговля», а также такие виды торговых объектов, как «фирменный отдел», «фирменная секция» в законодательстве не предусмотрены.

Таким образом, фирменный отдел (секция) и интернет-магазин не являются торговыми объектами и, следовательно, не могут быть отнесены к фирменным магазинам. Поэтому действие п. 23-1 постановления № 713 на них не распространяется. Цены на потребительские товары, которые реализуются в отделах (секциях) и интернет-магазинах, должны формироваться с соблюдением предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению № 713.

Каковы условия применения п. 23-1 постановления № 713

МАРТ подчеркивает, что исключения, предусмотренные п. 23-1 постановления № 713, распространяются только на фирменные магазины, в которых продаются товары с использованием товарного знака или фирменного наименования одного производителя. Доля товаров этого производителя, как указано выше, должна составлять не менее 75%.

Если в таком фирменном магазине реализуют и другие потребительские товары, в т.ч. с использованием товарного знака или фирменного наименования нескольких производителей, цены на них устанавливаются с учетом регулируемых торговых надбавок.

Ценовые требования к интернет-магазинам

Регулятор также напомнил, что любой информационный интернет-ресурс, позволяющий выбрать товары и заказать их через Интернет, включая так называемые интернет-витрины, считается интернет-магазином. Требования к ним определены Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31.

Исходя из этих Правил продавец, реализующий в розницу потребительские товары через интернет-магазин, обязан:

– продать покупателю такие товары по цене, указанной на сайте интернет-магазина в момент заключения договора,

– сформировать такую цену с учетом предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению № 713;

– соблюдать два вышеуказанных требования независимо от способа и условий оплаты товаров (на сайте в момент заключения договора либо при получении) и места их получения (доставка курьером, самовывоз и т.д.).

   

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений