$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Заклинание неплатежей: комплексное урегулирование проблемной задолженности

22.12.2017

Если проблемы предприятий и банков недопустимо постоянно перекладывать на бюджет, то приходится искать какие-то иные пути разрешения долгового кризиса. Их поиску было посвящено совещание о новых инструментах реструктуризации долговых обязательств в экономике, состоявшееся 19 декабря у главы государства.

Тот факт, что неплатежи вылились в свой персональный кризис, власти осо­знали давно. В Программе социально-­экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. запланировано уделить особое внимание оздоровлению организаций государственного сектора, которые создают значительные фискальные риски для бюджета через накопленную задолженность, субсидируемые кредиты и списание долгов. Однако до сих пор власти чаще были озабочены взысканием дебиторской задолженности, особенно внешней. Меж­ду тем тучи сгущались и в другой части балансов.

 «Мы себе не можем позволить постоянно перекладывать проблемы пред­приятий и банков на бюджет. Нам надо системно определиться с этим вопросом, – заявил на совещании Президент Александр Лукашенко. – Необходимо более активное участие банков в данных процессах. Но самым активным должен быть тот, кто брал деньги. Нам следует предусмотреть действенные меры оздоровления финансовой ситуации как на конкретных предприятиях, так и в отраслях экономики».

УЧАСТНИКИ совещания попытались решить, что делать с проблемными дол­гами предприятий реального сектора. У некоторых из них уровень накопленной кредитной задолженности настолько велик, что не позволяет им эффективно работать и развиваться. Здесь сказываются недоработки прошлых лет, просчеты в бизнес-планировании и дороговизна кре­дитов. По сути предприятия теперь рас­хлебывают последствия затеянной чиновниками модернизации, наращивания производственных мощностей и объемов выпуска, не соответствующих воз­можностям и потребностям рынка. Теперь административные промахи пытаются исправить с помощью рыночных инструментов, насаждаемых столь же административными методами.

Как отмечалось на совещании, только в 2015–2016 гг. был принят десяток решений по ряду предприятий и отраслей на общую сумму 1,8 млрд. USD. Были реструктуризированы их долги, предоставлялись отсрочки, рассрочки погашения задолженности по кредитам, выдавались бюджетные займы. Напомним, именно тогда Минскому тракторному за­воду и Белорусскому металлургическому заводу было разрешено выпускать облигации для погашения своих долгов, невзирая на убытки и уровень фактической платежеспособности (указы от 29.06.2015 № 280 и от 22.02.2016 № 75). В 2015–2017 гг. был принят ряд указов по конвертации убытков сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций в ценные бумаги.

«Тогда правительство обещало, что если мы поможем нашим предприятиям, то это будет в последний раз. Нужен был, с точки зрения правительства, некий толчок, и они начнут эффективно работать, вернут долги, – напомнил Президент. – Сейчас пришло время долги возвращать, погашать займы. Но опять волна предложений о еще одной ре­структуризации. Мотивация та же: за­клинания, стенания, плач».

Благодаря этим усилиям удельный вес госсектора в общем объеме просроченной задолженности по кредитам и займам удалось сбить с 83,1% на 1.10.2016 г. до 78,6% на 1 октября т.г. Но это не помогает избавиться от остальных долгов. Так, доля госсектора в общем объеме просроченной кредиторской задолженности в республике выросла с 69,9% по итогам 9 месяцев 2016 г. до 74,5% на 1 октября т.г., в просроченной дебиторской задолженности – с 71,3 до 79,4%, тогда как его удельный вес в выручке сократился с 61,9 до 61%.

ГОСУДАРСТВО демонстрирует поразительную беспомощность в ситуации с неплатежами. Создается замкнутый круг: госпредприятия не платят друг другу и частным компаниям. Кредиторы не в состоянии рассчитаться со своими контрагентами и бюджетом и сами становятся неплатежеспособными. Все законные методы взыскания долгов разбиваются о неуязвимость госсектора для процедур банкротства и судебных исполнителей. Иные госпредприятия годами не «вылезают» из картотеки, что не мешает им получать деньги в счет неотложных нужд. Обращение в суд приносит кредиторам только дополнительные убытки. Должники все равно не платят, а кредиторам приходится начислять налоги на внереализационные «доходы» в виде присужденных, но не уплаченных пеней и штрафов.

Глава государства упрекнул руководство Администрации Президента и КГК, которые «плетутся в хвосте событий» и следуют «в фарватере предложений правительства», вместо того, чтобы оперативно информировать по данным вопросам и вносить соответствующие кадровые предложения. Досталось и правительству с Нацбанком, которые подготовили предложения, «содержащие якобы ряд новаций», но по сути новые «только по терминологии». В придачу глава государства обнаружил, что в подготовленных предложениях не видит ответственности тех, кто брал долги. «А для тех, кто получал кредиты и ссуды, решением Президента был отдельный пункт, кто за это отвечает», – напомнил  А. Лукашенко.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, за несвоевременный возврат сумм задолженности, процентов, пеней по платежам, по которым проводилась реструктуризация, в соответствующих указах на руководителей организаций, председателей облисполкомов и членов правительства, курирующих те или иные отрасли, непременно возлагалась персональная ответственность. Но в ходе многочисленных совещаний, посвященных извечной теме долгов и неплатежей, кажется, ни одна такая персона не пострадала.

И если с высоких трибун периодически летят громы и молнии по поводу дебиторской задолженности, контролеры и правоохранители вполне благодушно взирают на массовое уклонение от погашения кредиторской задолженности. Более того, посвященную этому нарушению ст. 242 УК вообще предлагается упразднить за ненадобностью.

На этом фоне власти ищут пути сокращения объемов про­блемной задолженности, вы­ясняют, удастся ли с помощью каких-нибудь креативных механизмов работы с проблемными долгами вытащить предприятия из долговой ямы и какой эффект это принесет реальному сектору экономики, бюджету и банкам. Пока глава государства ждет «четких ответов на вопросы о последствиях принятия пред­ставленных предложений», чиновники займутся доработкой поддержанного Президентом проекта документа.

В свою очередь, руководители и собственники частных компаний-кредиторов мечтают, что эти усилия и им позволят без опаски заключать договора с госпредприятиями и получать оплату в сроки, установленные договорами, а не заниматься потом безнадежными судами и криминальными откатами.

После совещания первый вице-премьер Василий Матюшевский сообщил журналистам, что в проекте остается доработать только ряд формулировок, связанных с распоряжением государственной собственностью. Он также отметил, что проект указа носит общий характер: речь идет не о конкретных предприятиях, а о создании долгового рынка. Вице-­премьер заверил, что хотя «эксперт­ное сообщество критикует правительство за то, что мы не уделяем внимания проблеме накопленных долгов в реальном секторе экономики, в пер­вую очередь государственных и коммунальных организаций», на самом деле с данным вопросом власти работают «очень вни­мательно». Результатом этих усилий станет «один из первых шагов по созданию цивилизованного долгового ры­нка в Беларуси». В нем будут комплексно урегулированы вопросы проблемной задолженности пре­дприятий и пред­ложен ряд финансовых инструментов воз­можной реструктуризации дол­гов. Реализация этих норм, как ожидается, позволит снизить объемы про­блемной задолженности в реальном секторе экономики, улучшить финансовое состояние кредитополучателей, а так­же «вовлечь банковскую систему в непосредственную работу с проблемными заемщиками».

Будем надеяться, что новый документ будет эффективнее, чем ранее предлагавшиеся властями инструменты. Например, остались невостребованными нормы «вексельных» указов от 28.04.2006 № 278 и от 17.02.2015 № 69. Не привел к активному распространению факторинга принятый более 2 лет назад Указ от 23.11.2015 № 471. Не видно желающих приобретать акции убыточных сельхозпредприятий или покупать их целиком как имущественные комплексы. Весьма туманным видится будущее механизма секъюритизации, который в соответствии с Указом от 11.05.2017 № 154 должен заработать с 1 июля 2018 г.

ВОЗМОЖНО, бизнес вполне устроили бы и старые добрые методы развязки неплатежей. Иные предприниматели порой ностальгируют по «лихим 90-м», когда долговые завалы удавалось разобрать с помощью бартера, взаимозачетов и векселей, налоговых освобождений при вексельных расчетах по уплате налогов в местный бюджет. Вексельная про­грамма Мингорисполкома «раз­вязала» не один клубок неплатежей. Не исключено, что и сейчас такие схемы могли бы стать эффективнее, чем кон­вертация долгов в акции или облигации убыточных госпредприятий – особенно если их попытаются навязывать кредиторам вместо «живых» денег или более-менее лик­видной продукции.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН