Всем по работе и зарплате
На совещании об актуальных вопросах развития страны 9 марта Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» не является экономическим и финансовым, а прежде всего несет в себе «идеологический и моральный аспект». Оказывается, его цель не пополнить бюджет, а «заставить работать тех, кто должен и кто может». При этом Президент поручил к 1 мая решить вопрос трудоустройства всех безработных, а также напомнил о необходимости неукоснительного исполнения ранее данных поручений по доведению в течение года средней зарплаты до уровня в 500 USD и поддержанию жесткой исполнительской дисциплины. О том, как решить эту задачу, мы попросили рассказать специалистов.
Ольга РУДЬ, директор образовательного и кадрового центра «Новое завтра», член Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения, кандидат социологических наук
Определенный уровень безработицы существует во всех странах, в т.ч. самых развитых. 100% трудоустройства – это миф, негативно характеризующий ситуацию в стране и в экономике. Приемлемый уровень безработицы регулирует рынок труда, повышает конкурентоспособность рабочей силы и самих предприятий за счет регулирования уровня занятых и затрат на них.
Трудоустроить всех к 1 мая еще менее реально, чем создать новых 50 тыс. рабочих мест за год или обеспечить зарплату в 500 USD. В настоящий момент в стране фактически имеется не менее 250–300 тыс. безработных, если считать по международной методике. Даже если чиновники отчитаются о выполнении поручения за минимальный срок, поверить в это будет невозможно. Скорее всего, Президент имел в виду только официально зарегистрированных безработных («мой помощник выедет туда заранее и пригласит публично безработных людей ко мне на встречу»). А ведь их численность в 6 раз меньше. Как найти и трудоустроить всех остальных? И почему эти люди не становятся официальными безработными?
Если предположить, что госпредприятия обяжут трудоустроить всех безработных (т.к. заставить это сделать бизнес они не смогут, ведь рабочие места там создаются, только если они экономически эффективны и востребованы бизнес-моделью), то это сразу скажется на стоимости выпускаемой продукции. Зарплаты и отчисления на них (которые увеличивают для работодателя сумму зарплаты почти вдвое) придется заложить в себестоимость белорусских товаров, и так малоконкурентоспособных на мировом и отечественном рынке. Кроме того, зарплата излишне занятым будет выплачиваться за счет экономии фонда оплаты труда текущих штатных работников. Таким образом, план в 500 USD в 2017 году станет еще более невыполнимым. Если же не повышать стоимость продукции, то эти места будут только в штатном расписании, а людей реально придется отправлять в неоплачиваемые отпуска. Ведь даже имеющимся в штате сотрудникам с трудом выплачивается зарплата, а на многих предприятиях имеется излишня занятость. Требование ее снизить – одно из главных условий международных кредитных организаций. Неужели мы рискнем еще больше подорвать их доверие?
Трудоустраивать безработных, среди которых многие – с высшим образованием, на рабочие места, предложенные Президентом (мести улицы, высаживать леса и т.д.), – это значит осознанно снижать квалификацию рабочей силы, нивелируя затраты государства и граждан на образование и снижая ее привлекательность для работодателей и инвесторов в будущем.
Запрет на безработицу «расслабит» имеющих работу, перечеркнет необходимость повышать свой уровень и развиваться профессионально, т.к. они будут понимать, что уволить их не смогут, чтобы они ни делали. В социальных сетях шутят, что до 1 мая можно вообще не ходить на работу, все равно не уволят. Очевидно, что это также снизит качество рабочей силы и ее производительность.
Какой должна быть эффективная политика в отношении безработных со стороны государства?
1. Создание максимально комфортных условий для открытия и ведения бизнеса и предпринимательства. Например, в 2016 г. в связи со значительным ухудшением ситуации на рынке труда многие задумались о самозанятости и открытии своего дела. Максимум запросов от наших клиентов пришелся на курсы по открытию ИП, которых необходимо как можно больше и бесплатных. Но многие нам говорят так: «Я бы открыл ИП, но такие страхи рассказывают потом, как закрывали» – и боятся даже начинать. Это ненормально – отбивать охоту у людей, уже замотивированных на самозанятость.
2. Содействовать в переподготовке и повышении квалификации, особенно с помощью краткосрочных обучающих курсов практической направленности. Ведь многие не могут трудоустроиться, т.к. не имеют актуальных практических навыков по своей профессии. Получается, что при таком количестве безработных не хватает нужных специалистов. Подобные курсы – хорошая возможность понять за короткий срок и значительно меньшие деньги, чем при получении долгосрочного образования, подходит ли вам данная профессия и стоит ли дальше заниматься ее освоением. Сейчас работодателей волнует не предъявляемый документ, а возможность быстро приступить к своим обязанностям, выполнять их эффективно и приносить нанимателю доход, а не затраты на оплату труда. Хотя бы частичная финансовая поддержка государством людей, которым необходима переподготовка (безналичные субсидии на оплату обучения), помогла бы улучшить ситуацию. Необходимо включить в систему обучения безработных частные центры, позволить присваивать разряд без необходимости обучения по программам Минобразования (которые в 2–3 раза дольше и включают много того, что никогда не пригодится в реальной трудовой деятельности). Наладить сотрудничество в переобучении населения госучреждений и частных центров (разработать систему совместных мероприятий). Не считать тех, кто учится на курсах, «тунеядцами», если на момент обучения у них нет постоянной работы. Упростить условия получения бесплатного образования безработными, стоящими на учете. Ведь сейчас в это время нельзя даже подработать.
3. Важно разъяснять, что за свою судьбу ответственен сам человек. К сожалению, многие, как и в советские времена, продолжают думать, что за них все должно сделать государство, и поэтому практически не проявляют инициативы. Государство должно помогать активно: предлагать инструменты выхода из тяжелой ситуации, создавать соответствующую экономическую среду для бизнеса, для сокращения теневой экономики и перехода в официальную занятость и бизнес, а не заниматься сбором «податей», озлобляющих людей.
Татьяна ДОЛИНИНА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой БГТУ
Фактический уровень безработицы, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, за 2016 г. составил 5,8% от экономически активного населения, т.е. на уровне естественной безработицы. Еще часть людей находится в вынужденных отпусках без сохранения зарплаты, работают в режиме неполного времени. Имеются и просто «лишние» работники, о чем свидетельствует утверждение 15.12.2016 г. новых Методических рекомендаций по проведению кадровой диагностики организаций в целях выявления потенциально избыточной численности работников. Потенциально избыточная численность, по данным кадровой диагностики, за январь–сентябрь 2016 г. составила 5,4%. С ней надо что-то делать в рамках оптимизации занятости. Задача трудоустроить всех безработных противоречит этой цели.
В клубке противоречий средняя зарплата в 500 USD становится несбыточной мечтой. Согласно Программе социально-экономического развития на 2016–2020 годы ВВП в 2017 г. к предыдущему году должен вырасти всего на 1,5–2,1%, а производительность труда по ВВП – на 1,6–2,1%. Это предполагает сохранение или незначительное сокращение численности занятых – до 0,1%, что эквивалентно 4,5 тыс. человек. «Вброс» 5,8% фактически безработных в экономику страны повлечет снижение производительности труда на 3,5–4%, а зарплаты – до 350 USD.
Можно, конечно, заставить всех «копать от забора и до обеда». Но рабочее место должно обеспечивать качественную трудовую жизнь, высокую производительность и достойную зарплату. Ее социально приемлемый уровень – от 3 бюджетов прожиточного минимума, т.е. от 540 BYN. Иначе нас ждет другая проблема. Плохая работа не только не повышает богатство страны и благосостояние населения, она загоняет людей в «ловушку бедности», ликвидирует стимулы к зарабатыванию денег и деморализует. Вследствие этого страна может попасть в «ловушку дешевого труда». Подобных примеров в мире множество. Как известно, зарплата выполняет инновационную функцию: на смену дорогому труду приходят высокопроизводительная техника и технологии (экскаватор вместо лопаты), обеспечивая научно-технический прогресс. Мы хотим остаться «бурлаками на Волге» в век роботов?
Среди зарегистрированных безработных треть составляют женщины в возрасте до 30 лет. Наличие этого контингента потенциальных работников обусловлено естественным распределением ролей в обществе в соответствии с природным предназначением женщины. Их занятость называется репродуктивным трудом, связанным с рождением и воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства. Роль и статус такого труда в мире дискутируется. Однако в нашем обществе он по-прежнему рассматривается как вспомогательный труд, а не реальный. Между тем исследования Белстата показывают, что женщины тратят в 2 раза больше времени на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, чем мужчины: от 4 до 36 часов в неделю, а в семьях с детьми до 10 лет – 4 часа 16 минут в день. Это вполне тянет на дополнительную работу в режиме неполной занятости. Из-за недооценки репродуктивного труда страдает психическое и физическое воспроизводство населения (простого воспроизводства которого в стране нет с 1980 г.). Необходима переоценка значимости репродуктивного труда, заслуживающего большего экономического и социального признания, он вполне может быть равноценен другим видам профессиональной деятельности. Лучше пусть один член семьи получает достойную зарплату, чем оба – социально неприемлемую.
Александр ШВЕЦ, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации
Распоряжения главы государства «дошлифовать» списки плательщиков сбора на финансирование госрасходов к 1 апреля и трудоустроить всех безработных к 1 мая вызывают несколько вопросов. Для начала надо разобраться, кто же у нас является безработным: официально зарегистрированные в органах занятости или получатели «писем счастья»? Выходит, что и первые, и вторые сегодня нуждаются в содействии при трудоустройстве.
На рынке труда сформирован определенный спрос на рабочую силу. Никакого всплеска потребности в работниках не прогнозируется. Более того, способы экономического стимулирования этого спроса не обсуждались и не предложены. Что это значит? Возможно, предприятиям предпишут принять на работу какое-то количество «лишних» людей, чтобы только выполнить указания. Это теоретически могут быть временные трудовые бригады, например. Но на постоянной основе быстро трудоустроить официально зарегистрированных (0,9% от экономически активного населения) или фактически безработных (5,8%), не говоря уже о 470 тыс. получателей уведомлений на уплату сбора, – трудновыполнимая задача. Если только не подключить «административный ресурс». Но его применение однозначно ударит по предприятиям: вырастет фонд оплаты труда и налоговые отчисления, что в итоге увеличит себестоимость товаров. А как же проблема эффективности производства? Напомню, что Указом № 78 предписано обеспечить прибыльность госпредприятий и снижение себестоимости их продукции на 25%. В то же время Минтруда и соцзащиты неоднократно отмечало в госсекторе избыточную численность работников и неэффективность использования наемного труда. Трудоустройство сверх экономической потребности еще больше увеличит издержки таких предприятий, их эффективность резко упадет. Получается, что одни поручения вступают в противоречие с другими. Что касается какого-либо давления на частные компании, то это недопустимо.
Административное вмешательство в саморегулируемый рынок труда в краткосрочном периоде продемонстрирует организационные возможности власти. В них мы и так верим. Возможно, в экстренной ситуации, при гигантской безработице, управленческое давление имело бы смысл. Но у нас официальная безработица невысокая. Другая часть населения – те, кого причислили к тунеядцам, – практически либо самозанята, либо имеет возможность распределить семейный доход на неработающих близких. Должны обсуждаться экономические меры повышения занятости населения, в т.ч. планы по созданию ежегодно 50 тыс. новых рабочих мест, о чем пока говорить нечего.
Александр ФИЛИППОВ, кандидат политических наук, эксперт Либерального клуба
Комментировать популистские заявления вроде требований о средней зарплате в 500 USD или трудоустройстве за 1,5 месяца всех безработных в стране, включая принуждение к работе асоциальных элементов, – дело неблагодарное. Как-то неудобно напоминать про усугубляющийся экономический кризис, естественный уровень безработицы. Не хочется и вспоминать провал 100-процентного трудоустройства в СССР, сопровождавшийся ростом теневой экономики и колоссальными расходами на поддержание формальной всеобщей занятости. А ведь Беларусь такими ресурсами не располагает.
Любой популистский тезис отличается неконкретностью. Кто такие безработные? Если речь идет, согласно использовавшейся до 2017 г. статистике, о лицах, официально зарегистрированных на бирже труда, то их относительно немного – всего 39,9 тыс. безработных на 1 февраля 2017 г. Предложить этим людям какие-то вакансии с зарплатой ниже минимального уровня оплаты труда или другими «изюминками» сравнительно просто. Не составит проблемы и заключать с ними срочные трудовые договоры, например, до 1 июня. Подобных вариантов, позволяющих формально выполнить требование Президента, много. Несомненно, чиновники подойдут к вопросу с иезуитской фантазией. Проблема в том, что реальную ситуацию на рынке труда такой подход никак не решит, а в перспективе только усугубит.
Если речь идет о «приглашенных публично безработных людях», которые захотят попасть «на встречу» с главой государства в своих регионах, то проблему с безработицей можно считать уже решенной.
Однако с экономической точки зрения это далеко не так. Переход к новой методологии определения уровня безработицы показал, что ее фактический уровень, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, за 2016 г. составил 5,8% от экономически активного населения. Есть основания полагать, что и эта цифра занижена. В прошлом году даже официальная статистика рапортовала о постоянном снижении количества занятых в промышленности и других ключевых отраслях. Более того, практика неполной рабочей недели и унизительно скудной оплаты труда также остается вне поля зрения подобных обследований.
Нет сомнений, что власть напугана неожиданными протестами в связи с Декретом № 3. Судя по всему, есть понимание того, что документ стал лишь катализатором недовольства. В нынешних условиях руководство страны вряд ли сможет что-то предложить все более отчаивающимся людям. На коренные реформы власть не готова, да и эффект от них проявится только в долгосрочной перспективе. Определенные сигналы говорят о том, что «оптимизация» (а прямо говоря – сокращения) продолжится и затронет все отрасли, а не только упоминаемые в официальных заявлениях МВД и госаппарат.
Как ни тяжело это признавать, но стабилизация положения возможна только при условии внешнего финансирования. А потому для власти главное – тянуть время: пусть люди проедают накопленные сбережения и ждут «всем по 500 + рабочее место каждому». Если удастся получить кредит МВФ (что было и ранее маловероятно, а после доклада о правах человека в Беларуси почти иллюзорно), или же Россия возобновит поставки нефти в прежнем объеме (а некоторые новости на мировом энергетическом рынке позволяют считать такую возможность вполне реальной), то сам факт перспективы улучшения социально-экономического положения вкупе с дубинками ОМОНа сведут на нет протестные выступления.