$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Возврат НДС: каким путем идти?

08.05.2018

На заседании специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса рассматривались варианты возможного снятия ограничений по вычету НДС и, соответственно, законодательном закреплении выбранного подхода.

Вопрос, как известно, принципиальный и очень важный для многих налогоплательщиков, но достаточно болезненный для бюджета. Сразу оговоримся, что понятия «вычет» и «возврат» в данной публикации используются как синонимы, обозначая полное возмещение сумм «входного» НДС из бюджета.

В этой проблеме главное, что дальнейшее сохранение ограничения по вычетам сумм т.н. «входного» НДС суммой налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг) по ставке 20%, – это «замораживание» оборотных средств предприятий. Да, мера эта вынужденная, и кстати, в ряде стран, включая некоторых наших партнеров по ЕАЭС, государство тем или иным образом регулирует размер налоговых вычетов по НДС, но не замечать проблемы далее стало уже невозможно. Поэтому надо отдать должное Минфину и МНС, которые, конечно, с учетом многочисленных обращений и инициатив бизнес-сообществ уже не уходят от проблемы, а пытаются найти варианты ее решения и совместно со всеми заинтересованными лицами определить согласованный подход к возврату «входного» НДС.

В целях расчета возможных потерь бюджета в результате снятия ограничений по вычетам МНС провело анализ предлагаемых вариантов по данным налоговых деклараций по НДС за 2017 г.

По сути, к рассмотрению рабочей группе предложены четыре стратегических подхода.

Первый вариант. Полный вычет для всех оборотов по реализации, но с ранжированием сроков возврата и т.н. заморозкой остатков налоговых вычетов на конец года перед переходом на полный вычет.

Дифференциация возвратов в зависимости, например, от суммы оборота или налоговых обязательств действительно присутствует в международном опыте. В Беларуси «ускоренный» возврат сумм НДС применяется и сегодня фактически в отношении двух категорий: плательщики со статусом «Лучший плательщик налогов, сборов» и предприятия, реализующие на экспорт нефтепродукты (срок – по истечении 15 дней с даты подачи заявления без обязательности проведения налоговой проверки).

В новой редакции Налогового кодекса предлагается предусмотреть три категории таких плательщиков:

– первая – лучшие плательщики, экспортеры нефтепродуктов – 15 дней;

– вторая – налоговая база НДС по 0% + 10% составляет более 50% к общей налоговой базе НДС, а ее размер более 1 270 100 BYN (сальдо налоговых вычетов на конец 2017 г.) – 35 дней;

– третья категория – остальные плательщики – 95 дней.

Одновременно производится заморозка сумм вычета НДС по состоянию на начало 2017 г.

Второй вариант. Полное снятие ограничения вычета по НДС с установлением обязательного квартального отчетного периода для всех категорий плательщиков.

Третий вариант. Возврат НДС равными долями на протяжении 3–5 лет.

Четвертый вариант. Полное снятие ограничения инвестиционного вычета по НДС с изменением отчетного периода для указанной выше третьей категории плательщиков на квартал. Отметим, что второй и третий варианты все равно предполагают достаточно весомые потери бюджета.

Оценивая ситуацию в целом и основываясь на реалистичном подходе к решению проблемы – а это главным образом достижение возможного баланса интересов плательщика и госбюджета, наиболее приемлемым представляется именно четвертый вариант, по­скольку первый путь – это очевидное усложнение механизма вычета. За «вывеской» полного вычета, с одной стороны, введение новой «расчетной» категории плательщиков НДС, с другой – изъятие незачтенной ранее суммы налога с непонятной перспективой ее возврата в дальнейшем. Что касается второго и третьего вариантов, то они означают безальтернативное удлинение периода возврата, причем в последнем случае – на годы.

Полагаю, что четвертый вариант – наи­более компромиссен в наших реалиях, поскольку это действительно ощутимая «подвижка» в подходе к возврату НДС и мера в сторону стимулирования инвестиционной активности. Однако следовало бы и в этом случае рассмотреть «подвариант»: сохранение альтернативы помесячного возврата.

Автор публикации: Евгений ГЕРШТЕЙН, член межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса, заместитель директора ООО «РСМ Бел Аудит»