Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возмещение затрат на проведение электронных торгов

В октябре организация выиграла тендер на поставку оборудования госучреждению. В ноябре ею осуществлена поставка оборудования и оплачен счет на возмещение сумм затрат на организацию и проведение процедуры электронных торгов при осуществлении госзакупок в счет компенсации расходов республиканского бюджета, выставленный покупателем.

Как учесть такие расходы в бухучете? Вправе ли организация отнести это возмещение на затраты?

Организация вправе отнести вышеуказанное возмещение на затраты.

В соответствии со ст. 17 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) электронный аукцион является одним из видов государственных закупок.

Согласно п.п. 1–3 ст. 41 Закона № 419-З электронный аукцион – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (ЭТП). Электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Совмином. В такой перечень не могут включаться товары, включенные в перечень, предусмотренный п. 1 ст. 51 Закона № 419-З.

Электронные аукционы проводятся на ЭТП операторов, определяемых Совмином.

В соответствии с подп. 1.4 п. 1 постановления Сов­мина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 708) услуги оператора ЭТП по организации и проведению электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений оплачивают участники данных процедур госзакупок.

Услуги организатора по организации и проведению процедур госзакупок оплачивают участники и (или) заказчики в соответствии с порядком, установленным госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в госсобственности. В случае проведения электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений такие услуги оплачиваются в соответствии с указанным порядком и регламентами, утвержденными операторами ЭТП, в которых может предусматриваться внесение платы оператору ЭТП с ее перечислением организатору после завершения электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений.

Плата за услуги, указанные в ч. 1 и 2 подп. 1.4 п. 1 постановления № 708, определяется оператором ЭТП, организатором исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5%) и подлежит согласованию с госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится оператор ЭТП, организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) этих юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Налогового кодекса (далее – НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухучете.

Согласно п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст. 301 НК.

Перечень затрат, которые не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли, предусмотрен ст. 131 НК.

Затраты по компенсации расходов на проведение электронного аукциона в данном перечне не указаны.

Расходы организации на компенсацию затрат организатора электронного аукциона являются затратами, имеющими «производственную» направленность, т.е. прямо связаны с процессом производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг, имущественных прав.

На основании изложенного организация вправе включить сумму такой компенсации в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Также следует обратить внимание, что в соответствии с подп. 3.15 п. 3 ст. 129 НК в состав внереализационных расходов включаются не возмещаемые иными лицами расходы на участие в торгах (тендерах) в форме конкурса или аукциона, не приведших к заключению договора, а также в случаях, когда торги (тендеры) признаны несостоявшимися или недействительными. Подобные расходы отражаются на дату проведения торгов (тендеров), по результатам которых договоры не были заключены, а также на дату признания торгов несостоявшимися или недействительными.

Таким образом, расходы организации на компенсацию затрат организатора электронного аукциона даже в случае, если по результатам его проведения организация не выбрана (не признана) победителем, могут быть учтены при определении облагаемой налогом прибыли, но уже не в качестве затрат, а в качестве внереализационных расходов.

В бухучете расходы на возмещение отражаются следующим образом:

Д-т сч.сч. 26, 44 – К-т сч. 60 – согласно акту (акту-счету), представленному покупателем;

Д-т сч. 60 – К-т сч. 51 – при оплате счета;

Д-т сч. 90-5, 90-6 – К-т сч. 26, 44 – при закрытии счетов в конце месяца.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений