Волонтерам готовят отдельный закон
Министерство юстиции подготовило проект Закона «О волонтерской деятельности». Несмотря на ожидания общественных организаций, документ не содержит налоговых льгот или иных стимулирующих мер для организаций, привлекающих к работе волонтеров, но обещает поддержку самим участникам волонтерских инициатив.
Сейчас волонтерство как особый вид безвозмездной деятельности в Беларуси законодательно не регулируется. Однако в Законе от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» закреплено, что к соответствующей деятельности могут привлекаться волонтеры – физические лица, добровольно оказывающие социальные услуги на безвозмездной основе под руководством работников организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги.
Закон от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» регулирует деятельность волонтеров в этой сфере. К ним относятся физические лица, добровольно оказывающие информационную и/или организационную помощь болельщикам и иным лицам при проведении спортивно-массового мероприятия или спортивного соревнования на основании безвозмездного гражданско-правового договора, заключенного с организатором.
Также в Законе от 24.10.2000 № 437-З «О Белорусском Обществе Красного Креста» закреплено право организации привлекать волонтеров для выполнения работ или оказания услуг в рамках своих мероприятий.
Новый законопроект определяет волонтерскую деятельность как добровольную и безвозмездную, осуществляемую для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ или оказания услуг.
В контексте этого волонтерская организация – это некоммерческая организация, одной из или единственной основной целью деятельности которой является достижение общественно полезных целей, привлекающая к своей деятельности на постоянной или временной основе волонтеров, которые действуют от ее имени и по ее поручению, и осуществляющая руководство их деятельностью.
Это не трудовая деятельность…
Законодательство о волонтерской деятельности не будет распространяться на отношения, вытекающие из брака, близкого родства и свойства, усыновления (удочерения), опеки и попечительства, а также на деятельность, направленную на удовлетворение личных и бытовых нужд.
Что важно, на волонтерскую деятельность не распространятся требования законодательства о труде и занятости населения, а также законодательства о предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Не допускается подмена трудовых отношений осуществлением волонтерской деятельности, запрещается заключение договора волонтерства с целью уклонения от заключения трудового договора.
Волонтеры не будут являться занятыми, граждане, зарегистрированные в качестве безработных и осуществляющие такую деятельность, не будут сниматься с учета в органах по труду, занятости и социальной защите.
Предлагается закрепить основные принципы волонтерской деятельности:
– законность;
– соблюдение прав и свобод человека, гуманизм;
– безопасность жизни и здоровья;
– добровольность и безвозмездность;
– равенство волонтеров независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, возраста, состояния здоровья, а также других обстоятельств;
– свобода в определении целей, выборе направлений и форм волонтерской деятельности;
– взаимодействие лиц, участвующих в такой деятельности;
– гласность и общедоступность информации о ней;
– поддержка волонтерской деятельности госорганами и иными организациями;
– взаимовыгодное международное сотрудничество в этой сфере.
Документ содержит перечни целей деятельности, отнесенных к общественно полезной, и ее направлений.
Среди них названы формирование гражданской позиции, чувства социальной ответственности, взаимопомощи и милосердия в обществе; оказание помощи нуждающимся в ней физическим или юридическим лицам, социальным группам и обществу в целом; пропаганда гуманизма и терпимости; духовное развитие личности, предоставление возможности людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить общественное признание посредством включения в различные виды социально значимой деятельности, а также иные общественно полезные цели.
Перечислено 19 направлений. Среди них содействие в преодолении трудных жизненных ситуаций, помощь инвалидам, одиноким людям и ветеранам ВОВ, детям-сиротам и неполным семьям, подготовка к преодолению несчастных случаев, поиск пропавших людей, поддержка института семьи и женских инициатив, защита животных, охрана историко-культурных ценностей и др.
При этом допускаются иные направления деятельности, не запрещенные законодательством.
… и не прикрытие для коммерческой
Прямо не допускается осуществление волонтерской деятельности в коммерческих целях, а также в целях террористической деятельности, пропаганды войны или экстремизма.
Волонтерство будет осуществляться как на основе гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение работ либо оказание услуг в интересах получателя волонтерской помощи, заключаемого между волонтером и волонтерской организацией или получателем волонтерской помощи напрямую с ним, так и без заключения такого договора.
Договор волонтерства может предусматривать предоставление волонтеру материального обеспечения, необходимого для работы (снаряжение, спецодежда, временное жилье, возмещение части расходов и т.д.).
Финансирование материального и иного обеспечения волонтеров сможет осуществляться за счет средств юридических лиц и ИП, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников, не запрещенных законодательством. В случае помощи со стороны бюджетной организации – из республиканского и местного бюджета, а также внебюджетных средств.
Законопроектом предусмотрено, что доходы, полученные в виде материального обеспечения, в размере возмещения расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности, не признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц.
Также за волонтерами сохраняется действующее положение НК об освобождении их от консульского сбора в случае необходимости получения виз – по ходатайству волонтерской организации или получателя помощи.
В качестве стимулирующей меры для повышения привлекательности волонтерства предложено предоставление по ходатайству волонтерской организации или получателя помощи, по решению нанимателя и в порядке, им установленном, неоплачиваемых дней отдыха из расчета 1 день отдыха за каждые 50 часов осуществления волонтерской деятельности.
В целом разработчики надеются, что законопроект поможет общественным объединениям в продвижении идеи добровольчества и активизирует реализацию гражданских инициатив.