Владельцы грузовиков бастуют и митингуют
Суть проблемы – нехватка «дозволов», разрешений на перевозку российских грузов на польском направлении.
Позиция Польши: белорусские грузоперевозчики сбивают цены до неприемлемо низкого уровня. Это происходит даже при том, что далеко не все предоставленные нашей стране польские «дозволы» были использованы. Поэтому увеличивать количество выданных белорусам разрешений наши западные соседи не готовы.
Позиция Минтранса РБ: польских «дозволов» на всех желающих сейчас в любом случае не хватит. Их распределят между претендентами по специальной формуле. Цель нововведения – нарастить экспорт отрасли. По идее наибольшие шансы получить документ у тех, кто показывает максимальную валютную выручку на каждый использованный «дозвол» и на каждый имеющийся грузовик. А тем, кому польских разрешений не досталось, предложено осваивать новые направления.
Позиция недовольных грузоперевозчиков: им надо выдавать зарплаты, вносить лизинговые и кредитные платежи за транспорт, а их лишили доступа на один из важнейших рынков. Отраслевое министерство должно провести переговоры и добиться от польских партнеров большего количества разрешений.
Надо понимать, что сейчас недовольна только часть игроков транспортного рынка. Те, кому разрешения выданы, бастовать не стали и на «штурм» министерства не пошли. Но если изменить порядок выдачи, протестующие опять появятся у чиновников Минтранса, только это будут представители других организаций.
Что делать? Очевидно, что надо не допускать фактов неиспользования польских разрешений: получил – выполни рейс. И тогда появятся аргументы в переговорах с западной соседкой: мы сможем пояснить, зачем нам больше «дозволов».
Но сделать это мгновенно совершенно нереально. Любые резкие движения сорвут нормальную работу крупных транспортных компаний.