Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеграция
16.08.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Виноват ли принцип?

Инициатором перехода в торговле с Россией на принцип взимания косвенных налогов, и в частности НДС, по стране назначения была Беларусь. Но когда соглашение вступило в силу, механизм подтверждения уплаты налога в России вызвал немало нареканий у налогоплательщиков...

Инициатором перехода в торговле с Россией на принцип взимания косвенных налогов, и в частности НДС, по стране назначения была Беларусь. Но когда соглашение вступило в силу, механизм подтверждения уплаты налога в России вызвал немало нареканий у налогоплательщиков. Несмотря на уверения, что ситуация нормализовалась, претензии остались. И не только у субъектов хозяйствования. Как сообщалось, помощник Президента С.Ткачев высказал мнение, что "Беларусь ничего не выиграла от нового принципа взимания НДС". Более того, отечественные экспортеры оказались сегодня в худших условиях из-за сложностей с зачетом и возвратом НДС, которые ведут к потерям оборотных средств, увеличению кредиторской задолженности, росту запасов готовой продукции.    Впрочем, с этим согласны не все, в том числе в министерствах, определяющих налоговую политику и занимающихся сбором налогов. Там ситуацию отслеживают и анализируют. Каковы  же их выводы?

НДС за "оборотку" не ответит

Один из главных аргументов против принципа "страны назначения" в торговле с Россией - ухудшение обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами.

А в Минэкономики, например, ситуацию оценивают несколько иначе. Доводы таковы.

При приобретении товаров на внутреннем рынке РБ или в других странах налог вносится сразу. До 1 января в цену товаров, ввозимых из России, включался НДС российского поставщика, который тоже приходилось сразу оплачивать. Теперь белорусские предприятия при импорте товаров из РФ должны уплатить налог до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товар был ввезен. То есть фактически предоставляется отсрочка уплаты налога от 20 до 50 дней, а внесенные суммы НДС сразу принимаются к вычету.

Очевидно, что для экономии оборотных средств второй вариант более выгоден. Если, конечно, российские поставщики не включили НДС в цену. В первое время применения нового принципа налогообложения россияне часто так и делали. Теперь, говорят, эта практика прекратилась, и цены на товары, ввозимые из РФ, как правило, снижены на суммы налога. Увеличение цен на отдельные товары произошло под влиянием ряда объективных факторов, не связанных с НДС.

Экспорт товаров в РФ полностью освобождается от НДС. Причем все суммы налога, уплаченные при покупках сырья, материалов и оборудования, необходимых для производства экспортируемого товара, подлежат возмещению из бюджета, которое осуществляется либо путем зачета подлежащих уплате сумм налогов, либо прямым возвратом денежных средств из бюджета.

Экспортируемые из РБ в Россию товары до 1 января также включали НДС. Казалось бы, это позволяло белорусским предприятиям в течение месяца (с момента расчета с покупателем до уплаты налогов) пользоваться полученными средствами. Но в действительности это не совсем так. При значительных суммах налога платежи в бюджет вносятся авансом - через каждые 5 дней. Таким образом, крупным предприятиям фактически не удавалось попользоваться этими средствами и существенно укрепить свою "оборотку".

Следует также учитывать, что многие белорусские предприятия работают не только на экспорт, но и на внутренний рынок. В этих случаях входной налог, уплаченный при покупке сырья, как правило, не превышает сумм НДС, начисленных по реализации продукции, даже при наличии значительных не облагаемых НДС оборотов по реализации товаров на экспорт, в том числе в РФ. Соответственно при этом проблем с вымыванием оборотных средств предприятий из-за затяжек возврата налога из бюджета не должно возникать.

Сотрудники Минэкономики считают, что с введением принципа страны назначения общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, сокращается, что не может быть невыгодным для предприятия. Их анализ ситуации показывает, что временный дефицит оборотных средств в условиях нового порядка налогообложения может возникнуть лишь тогда, когда предприятие либо вообще не продает свою продукцию на внутреннем рынке РБ, а все сырье ввозит из РФ и готовую продукцию полностью поставляет на российский рынок, либо если доля экспорта весьма значительна и сумма входного налога по материально-сырьевым ресурсам существенно превышает сумму НДС, начисленного по реализации продукции. Только в этих случаях возникает необходимость быстрого возврата из бюджета сумм "входного" налога. Причем такая ситуация складывалась только в момент непосредственно перехода от старого к новому порядку налогообложения, поскольку впоследствии возвращенные суммы налога уже достаточны для нормального оборота средств.

Хотя на практике, как считают специалисты Минэкономики, такие случаи возникают не часто и действовавший порядок возврата из бюджета сумм "входного" налога по материально-сырьевым ресурсам при экспорте товаров во все остальные страны не вызывал особых нареканий, для облегчения перехода к новому принципу налогообложения торговли с Россией еще зимой были приняты меры по сокращению сроков зачета и возмещения средств из бюджета.

Так, постановлением Совмина от 2005-01-20 г. № 55 изменен порядок зачета и возврата сумм НДС при применении нулевой ставки налога. В результате срок возврата сокращен в 3 раза с одновременным уменьшением сроков проведения налоговыми органами проверок его обоснованности, а полное возмещение предприятиям-экспортерам сумм НДС при применении нулевой ставки налога к вывозу товаров во все страны, включая Россию, составляет 2-3 месяца по сравнению с 3-9 месяцами в прежних условиях. В целях экономии оборотных средств Минфин и МНС постановили, что дополнительно к зачету подлежащих возврату из бюджета сумм НДС в счет уплаты других налогов эти суммы зачитываются в счет НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров из РФ.

Процесс осуществления зачетов и возвратов носит постоянный характер, непрерывен во времени и осуществляется по мере предъявления предприятиями налоговых деклараций за каждый отчетный период и проведения налоговыми органами необходимых проверок обоснованности таких возвратов.

Поэтому НДС в размере 465,5 млрд. Br в настоящее время уже фактически возвращен из бюджета, а имеющийся на сегодня "долг" бюджета перед предприятиями сложился по результатам подачи ими налоговых деклараций 2005-06-20 г. и после проверок будет возвращен плательщикам.

Для получения подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога при экспорте в Россию срок составляет 90 дней, тогда как по другим странам - 60 дней. В целях дополнительного страхования наших экспортеров от риска несвоевременного получения подтверждений от российских покупателей введен механизм, согласно которому в случае неполучения подтверждения НДС не уплачивается, а на эту сумму уменьшается размер подлежащих возврату из бюджета сумм НДС. Кстати, по информации МНС РБ, к настоящему моменту факт уплаты налога в России подтвержден по 97,8% экспортных поставок.

Таким образом, новый порядок налогообложения торговли с Россией нельзя рассматривать в качестве главного фактора увеличения дефицита собственных оборотных средств предприятий и роста запасов готовой продукции на складах. Ведь финансовое состояние всегда анализируется в динамике, а не только на определенную дату. В целом по Беларуси коэффициент обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами возрос за январь-март 2005 г. с 9,2% до 12,4%, в т.ч. по предприятиям Минпрома с 29 до 29,4%.

Количество предприятий, временно не имеющих источников собственных оборотных средств, сократилось за I квартал с 4361 до 4310, причем по всем отраслям промышленности. Снижается и доля предприятий, источники покрытия собственных оборотных средств которых ниже установленных отраслевых нормативов.

Долг перед бюджетом

По предварительным данным МНС, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1.07.2005 г. составила 302,3 млрд. Br. Из них 73,4% (224,8 млрд. Br) - задолженность прошлых лет, и только 80,5 млрд. Br - долги текущего года. Удельный вес должников уменьшился и составляет 2,6% от общего количества предприятий. Большинство должников перед бюджетом - предприятия с неустойчивым финансово-экономическим состоянием, которые без оказания мер государственной поддержки не смогут исполнить налоговые обязательства.

Таким образом, изменение порядка взимания НДС не повлияло на величину задолженности перед бюджетом. Наоборот, за счет сумм превышения НДС плательщики в ряде случаев в полном объеме производят зачет текущих налоговых обязательств. В частности, так погашены отсроченные (реструктуризированные) суммы задолженности более чем на 5 млрд. Br.

Запас карман тянет

Запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий в I квартале текущего года действительно возросли. Но виноват ли в этом российский НДС? В Минэкономики подчеркивают, что  взимание налогов по ввозимым из РФ товарам фактически началось только с конца февраля, а на экспорт товаров в РФ косвенные налоги вообще не начисляются. Уже в апреле-мае рост остатков готовой продукции существенно замедлился, а в июне они сократились. В целом по промышленности за II квартал 2005 г. запасы готовой продукции уменьшились на 3,3%, а их соотношение к среднемесячному объему производства составило 61,9% против 62,2% в январе и 65,7% в январе-мае текущего года. Можно, конечно, сослаться и на сезонный фактор. Но пора задуматься всерьез и над конкурентоспособностью отечественной продукции, научиться выживать без тепличных условий господдержки и ценового демпинга.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений