Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Векторы цифровой зрелости нации: как с водой не выплеснуть ребенка

Фото: freepik.com

В Беларуси приняли Концепцию обеспечения суверенитета страны в сфере цифрового развития до 2030 г. Палата представителей по итогам парламентских слушаний разработала рекомендации госорганам в части развития цифрового права. Оба документа дают представление о заданных векторах цифровизации в Беларуси и о том, какие сложности усматриваются на этом пути.

Справочно: Концепция обеспечения суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития до 2030 года утверждена постановлением Совмина от 31.12.2024 № 1074, вступившим в силу с 16.01.2025. Рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему «Развитие цифрового права в Республике Беларусь» приняты постановлением Палаты представителей от 10.01.2025 № 141-П8/II.

На что обращают внимание парламентарии

На парламентских слушаниях отмечалось, что по итогам 2023 г. Беларусь заняла 55-е место из 166 в мировом рейтинге по готовности к использованию передовых технологий и 107-е место из 193 по готовности к ИИ. В целом это неплохой показатель, который говорит о цифровой зрелости общества и его восприимчивости к эволюционным трендам.

Депутаты признают, что быстрота, с которой развиваются цифровые технологии, спрос на них в повсе­дневной жизни людей и распространенность в социуме требуют совершенствовать законодательство по вопросам обращения цифровых имущественных прав, применения технологий ИИ, робототехники, киберфизических систем, беспилотного транспорта. В связи с этим Сов­мину рекомендуют оценить необходимость закрепления в законодательстве норм о правовой природе цифрового имущества, регулировании цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав, способов защиты таких прав граждан и юридических лиц. А еще Правительству совместно с НАН Беларуси предлагают приступить к разработке законодательного акта по вопросам ИИ с гарантией безопасности, прав и свобод граждан, подготовить научно аргументированные варианты регламентации вопросов генерирования объектов интеллектуальной собственности с помощью ИИ и их последующего использования.

Исходя из рекомендаций нельзя исключать появление в Беларуси и новых составов правонарушений для привлечения к административной ответственности: за невыполнение требований по технической и криптографической защите информации, обеспечению кибербезопасности и за внесение неполной или искаженной информации в государственные информационные системы.

Не обошли депутаты вниманием и тему цифрового белорусского рубля (ЦБР). Напомним, что о ведущейся разработке платформы для внедрения ЦБР Нацбанк объявил в начале 2024 г. Теперь же парламентарии предложили Правительству и Нацбанку изучить целесообразность подготовки законопроекта, предусматривающего введение этого нового платежного средства и возможность проведения операций с ним. Предполагается, что внедрение ЦБР расширит условия для развития национального платежного рынка, усилит потенциал использования цифровой валюты в трансграничных платежах.

Ряд рекомендаций обращен и к иным госорганам: Минсвязи, Мин­юсту, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Госстандарту. Одна из важнейших адресована НЦЗПД – выработать предложения по защите и обработке персональных сведений при использовании технологий больших данных и ИИ, а также оценить варианты нормативного регулирования процесса видеонаблюдения юридическими и физическими лицами, в т.ч. обработки полученных при его проведении персональных данных.

Доминирование импорта и нехватка кадров: знакомые проблемы

В свою очередь, анализ принятой Концепции позволяет сделать вывод: политическая элита страны осознает серьезность задачи обеспечения суверенитета в сфере цифрового развития и пытается изыскать адекватные меры по ее разрешению.

В документе много внимания уделено проводимой в отношении Беларуси санкционной политике, в т.ч. риску применения так называемых вторичных санкций, затрудняющих попытки диверсифицировать закупки необходимого оборудования и ПО.

Среди обозначенных в Концепции проблем, на наш взгляд, обращают на себя внимание следующие.

Во-первых, преобладание в существующей цифровой инфраструктуре зарубежных программных решений и оборудования. Это произошло в большинстве информационных систем и ресурсов госорганизаций, включая платформы электронного правительства. Повальная замена ПО и оборудования будет не только не подъемна с точки зрения финансовых ресурсов, но и приведет к функциональному коллапсу.

Во-вторых, несистемные попытки модернизации цифровых процессов привели к накоплению сложных для интеграции систем и ресурсов. Вдобавок они содержат в себе множество дублирующих данных и функций, в результате чего страдает достоверность, актуальность и полнота информации.

В-третьих, проблему зависимости от зарубежного ПО и оборудования усугубляет необходимость постоянных финансовых вливаний на их обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии. К тому же санкции часто не позволяют приобретать требуемое у традиционных поставщиков.

В-четвертых, уровень отечественных ИКТ не всегда позволяет совершить автоматическую замену элементов действующей цифровой инфраструктуры.

В-пятых, в стране не созданы условия для удержания своих разработчиков ПО. Получение заказов осуществляется только на условиях релокации в иностранные юрисдикции, а стартапы страдают от недостатка инвестиций. Национальная система подготовки и переподготовки кадров не поспевает за новеллами мировой цифровой экономики, а доля обеспечивающих цифровой суверенитет специалистов в объеме занятых составляет 4% и сильно уступает Евросоюзу, планирующему достигнуть показателя в 10% к 2030 г. Кадровая проблема в вузах обостряется за счет невысокой зарплаты и бюрократизации.

Как предлагают уйти от зависимости

Авторы Концепции видят необходимым создание нормативной правовой базы в сфере цифрового развития, которая бы регулировала ряд ключевых вопросов:

  • приоритетное создание, использование и распространение отечественного ПО на территории Беларуси с его технической поддержкой, сопровождением, обновлением и модификацией;

  • использование свободного (в т.ч. открытого) ПО для разработки или сборки отечественных программных продуктов, а также создание сообщества белорусских разработчиков;

  • трансграничная передача данных и определение тех их категорий, обработка и хранение которых допускаются исключительно на территории Беларуси.

В Концепции озвучены планы создать стимулы для деятельности оте­чественных разработчиков ПО и программно-аппаратного обеспечения, а также для развития профильных малых и средних предприятий, готовых производить высокотехнологичную продукцию и комплектующие для нее. Кроме того, в стране может появиться национальный реестр доверенной продукции микро- и радиоэлектроники, программно-аппаратных решений, отвечающих требованиям информационной безопасности.

Цифровой суверенитет: не превратить стремление в отставание

Необходимость обеспечения цифрового суверенитета страны сомнений не вызывает. Однако важно не забывать, что цифровизации, как любому сложному явлению, претит упрощенный односторонний подход. Говоря о суверенизации, принимающие решения инстанции часто имеют в виду закрытие некоторой, а порой и существенной части рынка. В таком случае в качестве обратного эффекта можно безнадежно отрезать себя от очевидных благ цивилизации.

Неслучайно, наверное, авторы Концепции уделили внимание участию в международных организациях, обмену компетенциями и успешными практиками как с зарубежными партнерами, так и в рамках интеграционных объединений. Более того, в документе прямо констатируется невозможность достижения полной автономности государства в цифровой сфере.

От себя добавим, что цифровую трансформацию можно воспринимать исключительно как проблему, а можно как уникальную возможность развиваться стремительными темпами вместе со всем человечеством. Поэтому, оперируя понятием цифрового суверенитета, важно с водой, как говорит известная пословица, не выплеснуть и ребенка. В противном случае благие намерения рискуют остаться нереализованными мечтами.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by