В Беларуси определили качества идеального сотрудника

Каждый руководитель сталкивается с необходимостью принимать сотрудников на работу. И здесь его подстерегает масса подводных камней, которые не касаются профессиональных качеств работника. Сможет ли новичок статью частью сформировавшейся команды? Улучшит он микроклимат в коллективе или наоборот? Не станет ли он источником сплетен и раздора? Бенчмаркинговое агентство ICRA решило немного облегчить руководителям жизнь и сформулировать главные качества «идеального сотрудника», на которые стоит обратить внимание.
Цель исследования
Итак, задачей этого опроса было определить и сформулировать ключевые качества «идеального сотрудника» и параметры «идеальной команды».
Переступая порог офиса, каждый становится частью команды, от слаженности и продуктивности работы которой зависит успех всей компании, а значит, и личный успех каждого. Конечно, ни один работодатель не захочет видеть в штате ленивого, безынициативного человека, но это слишком общие и размытые характеристики. Тем не менее, можно выделить топ-качества подчиненных, которые ценятся руководителями больше всего.
Трудолюбие
Человек может быть невероятно талантливым, суперпродуктивным и креативным, но разве можно считать его хорошим работником, если он не выполняет своих обязанностей? Трудолюбивый, упорный сотрудник, уважающий свой труд и труд своих коллег, болеющий за общее дело, ответственно выполняющий поставленные задачи, который не подведет и не подставит – вот кто нужен любому руководителю в любой команде.
Ответственность
Безответственность – бич XXI века. Ответственному человеку не все равно, чем закончится та или иная ситуация, при этом он сделает все для того, чтобы она разрешилась благополучно. На такого сотрудника можно положиться – и руководителю не придется переживать и ломать голову, выполнит ли он работу в срок.
Умение быть частью команды
Командная работа невероятно важна. Все должны идти к цели вместе, значит, и работать должны вместе. Позерству, пафосу, эгоизму, пренебрежению другими сотрудниками и коллегами при этом нет места. Как нет места конфликтности, косноязычности, замкнутости. А чему место есть? Осознанию корпоративных целей, принятию ценностей и причастности к большому делу, открытости новым идеям, коммуникативности, доброжелательности, умению идти на компромиссы, быть неконфликтным, вовремя признавать свою неправоту.
Стремление к развитию
Мир вокруг меняется очень быстро – трнсформируются требования к профессиям, перечни компетенций. Чтобы успевать, специалисты должны быть более гибкими, уметь развиваться, не бояться учиться. Причем в работе помогают не только узкоспециализированные тренинги, но также занятия по мотивации, личностному росту, семинары по взаимоотношениям с людьми.
Гибкость
Это ключевое качество в быстро меняющемся мире. Как мыслит человек старой закалки? Пусть лучше все останется, как есть, «кабы чего не вышло». Как мыслит человек новой генерации? Изменения? Отлично! Без гибкости и мобильности сейчас никак: если работник боится изменений, то он останется на одном месте.
«Устойчивость» к неудачам, стрессоустойчивость
Разочарования и поражения – часть нашей жизни. Другое дело, как сотрудник на это реагирует. Если критика или провал выбивают его из колеи на длительный срок, то о каком успехе может идти речь? А если сотрудник расстроился, проанализировал промах и готов исправить ошибку, то с ним обязательно нужно работать. Репутацию компании губят не промахи, а нежелание их исправлять.
Неконфликтность
Способность не нагнетать, а наоборот разрешать ситуацию дипломатично, высказав свое мнение и пожелания, но не обидев при этом собеседника, – это высший пилотаж. Конфликты «сжирают» энергию (и человека, и коллектива), портят настроение, угнетают, оставляя лишь усталость. Логично, что они никому не нужны. Компетентный специалист сконцентрирован на задаче, а не на том, как и кому «перегрызть глотку» во имя своей идеи.
Внимательность к деталям
Кажется, что какая-то мелочь вовсе не играет роли. Но это не так: ошибка в тексте может испортить впечатление, а неверная цифра в отчете – стать кладезем проблем для компании. Даже просто некорректная фраза в деловой переписке нередко становится камнем преткновения в ведении переговоров. Поэтому внимательность – очень важное качество для сотрудника любого уровня. Это качество неразрывно связано с ответственностью и трудолюбием.
Амбициозность
Человек, поднимающий планку выше, чем другие, «обречен» на успех. Не удивительно, что такие специалисты добиваются всего, о чем мечтали. Секрет прост: они берут и делают, в то время как остальные просто рассуждают и боятся. И часто делают гораздо больше, чем «положено». Поэтому амбициозность идет рука об руку с инициативностью.
Коммуникабельность
Компания – это много людей. Чтобы быть в ней эффективным и даже «своим», недостаточно научиться общаться только с коллегами или, например, бухгалтерией. Есть коллеги из других отделов, непосредственный руководитель, функциональный руководитель, директор или собственник компании, клиенты, партнеры, потенциальные партнеры, конкуренты. Со всеми нужно общаться – эффективно, вежливо, доброжелательно. Люди общительные, как правило, сразу «распознают» собеседника и моментально выбирают тактику поведения. Они знают, что с одним можно пошутить, а с другим лучше этого не делать, поэтому они легко заводят знакомства и могут мастерски поддерживать беседу даже с самым «проблемным» клиентом.
Выводы
Безусловно, идеальный сотрудник и коллега – это много граней, компетенций и качеств. Вряд ли его можно исчерпывающе определить лишь десятью описанными выше критериями. Какие качества должны быть присущи идеальному сотруднику? Каким он должен быть в работе, общении и в отношении к людям и делу? Именно об этом исследователи узнали в ходе анализа ответов респондентов опроса.
Итак, 12 главных штрихов в портрете идеального сотрудника/коллеги:
– абсолютный профессионал своего дела;
– человек большого оптимизма и энтузиазма, который организует и вдохновляет весь коллектив;
– он умеет работать в команде;
– обладает гибким мышлением;
– порядочный;
– честный;
– ответственный;
– самостоятельный;
– коммуникабельный;
– не имеет пристрастия к сплетням;
– неконфликтный.
И 12 штрихов в портрете идеальной команды:
– дружественный и деловой психологический климат;
– высокая личная мотивация каждого члена команды;
– высокий уровень профессионализма каждого члена команды;
– реальное и эффективное влияние руководителя на дела в команде;
– наличие общей и ясной цели;
– высокая личная мотивация членов команды;
– регулярное обсуждение и анализ результатов в команде;
– высокий уровень внутренней организации и дисциплины;
– четкое распределение обязанностей и зон ответственности;
– взаимопомощь и поддержка;
– концентрация усилий всех членов команды на достижение результата;
– постоянная и эффективная обратная связь.
Об исследовании
Исследование проводилось в Беларуси с 19 по 28 октября 2022 года. Участие в нем приняли 278 респондентов из 163 компаний. Опрос проводился среди офисного персонала компаний.
Учитывая, что общее количество офисного персонала в стране составляет ~ 1 млн человек, то размер выборки в 278 респондентов, при доверительной вероятности (надежности результатов) более 93% и доверительному интервалу погрешности выборки ± 5%, является репрезентативным, а результаты исследования можно распространить на всю генеральную совокупность – общее количество офисного персонала.
***
Агентство ICRA (Information Capital Research Agency) – бенчмаркинговое агентство, созданное в Беларуси в 2022 г. Его цель – проводить исследования, указывать бизнесу на болевые точки и слабые места, показывать, какие метрики и на каком уровне находятся у лучших компаний в отрасли, как улучшить управление и многое другое.