$

2.1241 руб.

2.4033 руб.

Р (100)

3.1913 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Экология

Услышит ли новое правительство «глас народа»

16.11.2018
Услышит ли новое правительство «глас народа»
Фото: turbina.ru

Полгода назад в материале «Бизнес-союзы против Е40: не дадим превратить Припять в болото!» (см. «ЭГ» № 28 от 13.04.2018) мы рассказали о проекте обустройства водного коридора Е40, соединяющего Балтийское и Черное моря и проходящего по реке Припять, предупреждая о возможных экологических угрозах.

Тогда поводом для публикации стало обращение ведущих бизнес-союзов Беларуси, которое они направили в Совмин и Администрацию Президента. В его основе лежал анализ инвестиционных рисков и экологических угроз для нашей страны, связанных с возможным обустройством водного пути Е40. Однако никакой реакции на него не последовало.

За прошедшее время в Беларуси сменилось правительство, происходят существенные изменения в отношениях бизнеса и власти, которая уже доказала, что настроена на серьезный диалог с деловым сообществом. Причем не только в сфере упрощения условий ведения бизнеса, но и по другим, волнующим всех граждан нашей страны вопросам.

Между тем, стало известно, что распоряжением премьер-министра от 02.09.2018 № 226р создана межведомственная рабочая группа, которая получила задание разработать концепцию развития потенциала реки Припять, предусматривающую использование ее транспортных и энергетических воз­можностей, увеличение занятости населения на прилегающих территориях, улучшение водохозяйственного баланса регионов.

Этот факт, доказывающий, что реализация проекта развития водного пути Е40 идет своим чередом, заставил ведущие белорусские бизнес-союзы (БСПН им. Кунявского, РСПП и БНПА) обратиться уже к новому премьер-министру Сергею Румасу с письмом, в котором они выражают мнение, что «задание по разработке данной концепции стало продолжением идеи развития водного пути Е40, которую продвигало правительство в прежнем составе».

В письме говорится, что сторонники проекта Е40 в качестве обоснования ссылаются на документ, который был подготовлен Морским институтом в Гданьске в партнерстве с НАН Беларуси и рядом других институтов. Однако, по мнению руководства бизнес-союзов, этот документ не может быть обоснованием для обустройства Е40 на белорусской территории, поскольку он не содержит детализированного проекта с точки зрения гидротехнических работ, необходимых объемов инвестиций, в нем нет экономического анализа, оценки воздействия на окружающую среду и др.

Авторы письма напоминают, что еще нет ни проекта как такового, ни полноценных оценок и анализа, но на межправительственном уровне уже принимаются обязательства о развитии Е40, руководством Совмина даются распоряжения в адрес госинститутов оказать методологическую поддержку проекту. Таким образом, «приходится констатировать политическое и ад­министративное давление, повышающее риск принятия ошибочных инвестиционных решений».

В письме также приводятся факты, которые свидетельствуют об опас­ности проекта. Так, на этапе разработки Государственной программы строительства в 2011–2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь было сделано заключение об экономической нецелесообразности строительства ГЭС на реке Припять, поскольку у нее низкий перепад высот и широкая пойма. Поэтому даже возведение невысоких плотин в 3–5 м может привести к затоплению значительной территории. Имен­но по этой причине Припять не была включена в указанную госпрограмму. Од­нако, по мнению руководства бизнес-союзов, «рас­поряжение № 226р подталкивает институты пересмотреть ранее сделанные выводы».

«Делая отсылку в сторону гидроэнергетики, жонглируя понятием «улучшение водохозяйственного баланса», сторонники развития тран­спортного пути Е40 пробуют подать его как проект комплексного развития территорий. Однако, на наш взгляд, он в должной мере не обладает ни транспортным, ни энергетическим потенциалом, чтобы можно было однозначно утверждать о его целесообразности, особенно на фоне очевидных экологических угроз», – говорится в письме.

Бизнес-союзы от имени всего делового сообщества страны также выражают свое несогласие с включением «столь неоднозначного» проекта в Стратегию управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, проект которой уже разработан.

При этом авторы письма прекрасно понимают необходимость усиления экономического потенциала прилегающих к Припяти территорий. Однако в качестве драйвера роста бизнес предлагает не опасный для экологии проект, а развитие агро- и экологического туризма, что будет способствовать становлению малого бизнеса и притоку валюты в страну.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ