Уплата таможенных платежей путем взаимозачета
В публикации рассматриваются вопросы уплаты таможенных платежей путем проведения взаимозачета с республиканским и местными бюджетами.
В соответствии с п. 6 ст. 61 ТК Евразийского экономического союза (ЕАЭС1) формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) устанавливаются законодательством государства – члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. В развитие этой нормы п. 4 ст. 38 НК2 установлена возможность взаимозачета подлежащих уплате плательщиком налогов, сборов (пошлин), пеней, за исключением ввозных таможенных пошлин, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед этим плательщиком.
Порядок проведения взаимозачета определяется законодательством, а именно, постановлением № 1363.
Рассмотрим данную форму уплаты таможенных платежей более подробно.
Общие положения
Инструкцией4 предусмотрено, что взаимозачет осуществляется в целях обеспечения своевременности расчетов между плательщиками и получателями бюджетных средств при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки.
Для целей Инструкции под денежными обязательствами получателей бюджетных средств понимаются неисполненные обязательства получателей бюджетных средств, подлежащие оплате за счет средств соответствующего бюджета, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов.
Справочно. Законом № 160-З5 определены следующие государственные целевые бюджетные фонды: фонд национального развития, республиканский централизованный инновационный фонд и республиканский дорожный фонд.
Таким образом, цель проведения взаимозачета обязательств плательщиков по платежам в бюджет и неисполненных обязательств перед ними получателей бюджетных средств – обеспечение своевременности расчетов между данными лицами при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки. Иными словами, взаимозачет проводится только в том случае, когда у кого-то из участников указанных расчетов нет в достаточном количестве средств, чтобы рассчитаться с бюджетом по иным налогам в обычном порядке – оплатив свои обязательства по безналичному расчету.
При этом взаимозачет проводится:
по средствам республиканского бюджета – Минфином;
по средствам местного бюджета – главным финансовым управлением, финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня (далее – местный финансовый орган).
Справочно. Следует обратить внимание, что взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Напомним, что особенности порядка уплаты данного вида платежей регулируются Договором6.
В частности, п. 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств–членов (приложение 5 к Договору) установлено, что суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства–члена, в котором они подлежат уплате в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями). Очевидно, что иные способы уплаты ввозных таможенных пошлин Договором не установлены, а, следовательно, при уплате данного таможенного платежа взаимозачет недопустим.
Касаясь специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, заметим, что, согласно п. 3 Положения о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, являющегося приложением к Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору), суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежат зачислению, распределению и перечислению в бюджеты государств–членов в порядке и по нормативам, которые определены Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств–членов (приложение № 5 к Договору), т.е. в порядке, аналогичном порядку уплаты ввозных таможенных пошлин. Следовательно, при уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин взаимозачет также недопустим.
Лицами, участвующими в проведении взаимозачета (далее – участники взаимозачета), могут быть:
- плательщик, имеющий неисполненные обязательства по платежам в бюджет;
- инспекция МНС по месту постановки плательщика на учет (далее – налоговый орган);
- таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика неуплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей (далее – таможня). Форма решения о взыскании определена постановлением № 4067;
- получатель бюджетных средств, имеющий неисполненные обязательства перед плательщиком;
- территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств;
- Минфин;
- местный финансовый орган.
Вопрос: организация осуществила выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для свободного потребления до подачи декларации на товары. Вправе ли организация уплатить НДС в отношении товаров путем взаимозачета?
Это обусловлено тем, что, согласно п. 3 Инструкции, участвовать в проведении взаимозачета может только таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика неуплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей. Таким образом, таможня, которая осуществила выпуск товара, до подачи декларации на товары не может являться участником взаимозачета. Заметим, что, в соответствии с п. 7 Особенностей таможенного регулирования8, изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, при их последующем таможенном декларировании не производится.
Взаимозачет проводится в пределах наименьшей из сумм обязательств: т.е. в том случае, когда задолженность плательщика перед бюджетом менее переплаты плательщика в бюджет, – взаимозачет производится в размере задолженности. Иными словами, если плательщик намерен в будущем производить помещение товаров под таможенные процедуры, он не имеет возможности предварительно перегнать путем взаимозачета необходимые платежи на счета, контролируемые таможней.
При проведении взаимозачета прекращаются обязательства в пределах сумм проведенного взаимозачета:
- плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;
- получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.
Процедура проведения взаимозачета
Для проведения взаимозачета по платежам в бюджет инициатор взаимозачета (плательщик либо получатель бюджетных средств) представляет в Минфин либо в местный финансовый орган письмо-ходатайство, содержащее наименование и учетный номер плательщика, наименование получателя бюджетных средств и его учетный номер казначейства, а также суммы неисполненных обязательств плательщика и (или) получателя бюджетных средств.
Вопрос: организация заключила контракт на поставку в РБ оборудования, ввезла его в страну и поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары с получением отсрочки по уплате НДС. Декларирование товаров от имени организации осуществлял таможенный представитель. Кто в этом случае будет являться плательщиком, который вправе предоставить в Минфин либо в местный финансовый орган письмо-ходатайство?
В соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. В соответствии со ст. 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Справочно: согласно подп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «декларант» – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать лицо государства–члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС. Таким образом, в данном случае декларантом, а, следовательно, и плательщиком, который вправе предоставить письмо-ходатайство, является организация. Касаясь обязанностей таможенного представителя, заметим следующее. В соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в полном размере. В то же время это положение не действует в тех случаях, когда исполнение обязанности связано:
1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;
2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки по их уплате;
3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.
Таким образом, в данном случае таможенный представитель не может являться плательщиком.
Подтверждением наличия неисполненных обязательств перед плательщиком являются неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства.
Министерство финансов либо местный финансовый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, запрашивает сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет:
- у налогового органа – для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы;
- у таможни – для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на таможенные органы.
Сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет представляются налоговыми органами и таможнями не позднее двух рабочих дней, следующих за днем получения запроса.
Рассмотрим практический пример.
Вопрос: в адрес торгового предприятия ЧУП «Н» поступает из Республики Молдова товар «Апельсины». В настоящее время у предприятия отсутствуют средства в достаточном объеме для уплаты НДС в отношении ввезенного товара. Однако у предприятия имеется переплата по НДС, которая образовалась ввиду экспорта плодоовощной продукции в РФ. Можно ли произвести взаимозачет переплаты НДС, имеющегося в инспекции МНС в счет НДС, взимаемого таможенными органами, и какова процедура его проведения?
Однако ввиду того, что участником взаимозачета является таможенный орган, осуществивший выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, то торговому предприятию следует получить отсрочку или рассрочку уплаты НДС.
В этой связи напомним, что ст. 58 ТК ЕАЭС установлено, что изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств–членов таможенного союза. В свою очередь основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства–члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.
То есть порядок предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты НДС будет определяться Законом9.
Статьей 106 Закона определено, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю – плательщику в исключительных случаях при наличии одного из следующих оснований:
- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
- ввоз скоропортящихся товаров;
- осуществление поставок в рамках международного договора РБ;
- ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством РБ, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;
- ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. Для целей предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии обеспечения уплаты НДС.
Согласно ст. 63 ТК ЕАЭС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества. Соответственно, плательщик имеет право выбрать любой из вышеперечисленных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин.
Для получения отсрочки по НДС плательщик должен обратиться с заявлением в таможенный орган, куда будет представляться декларация.
Заявление может быть составлено по следующей форме:
Начальнику ________ таможни
Сидрову Н.Т.
Заявление.
ЧУП «Н» (УНП 100328365, Минский район, д. Озерная, ул. Правды, 22б) просит предоставить в отношении товара «Апельсины» в количестве 15 т, ввозимого по контракту от 07.01.2019 № 108-6Т, заключенному с фирмой «А» (Испания), отсрочку уплаты НДС.
Основания для предоставления отсрочки: товар, перемещаемый через таможенную границу, относится к категории скоропортящихся товаров.
Сумма НДС, в отношении которой запрашивается отсрочка: 15 000 руб.
Срок, на который запрашивается отсрочка: по 09.10.2019.
Информирую, что у ЧУП «Н» (УНП 100328365, Минский район, д. Озерная, ул. Правды, 22б) отсутствуют обстоятельства, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется.
Приложения: контракт на поставку товара «Апельсины» от 07.01.2019 № 108-6Т;
гарантия филиала банка ЗАО «О» от 08.08.2019.
Директор ЧУП «Н» Н.Н. Сидоров
Главный бухгалтер ЧУП «Н» С.С. Знаменева
Так как ЧУП «Н» имеет переплату по НДС и получило отсрочку по уплате НДС по декларации на товары, представленной для помещения товара «Апельсины» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (номер выпуска от 15.08.2019 № 06641/120002206), оно может обратиться в Минфин с письмом-ходатайством для проведения взаимозачета.
Образец заявления
Министру финансов Республики Беларусь
Письмо-ходатайство о проведении взаимозачета
В связи с наличием у ЧУП «Н» (УНП 100328365, Минский район, д. Озерная, ул. Правды, 22б) переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 15 000 руб. (код 613) прошу произвести взаимозачет на сумму 15 000 рублей, в результате чего прекращаются обязательства перед Минской региональной таможней по уплате в республиканский бюджет отсрочки по налогу на добавленную стоимость по декларации на товары, представленной для помещения товара «Апельсины» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (номер выпуска от 15.08.2019 № 06641/920002206).
Директор Н.Н. Сидоров____________
(подпись) (инициалы, фамилия)
М.П.
Главный бухгалтер С.С. Знаменева _________
(подпись) (инициалы, фамилия)
20.08.2019
В соответствии с п. 9 Инструкции основанием для отражения в учете исполнения денежных обязательств всеми участниками взаимозачета является извещение Минфина либо местного финансового органа о проведении взаимозачета. Дата оформления извещения является днем уплаты платежей в бюджет и датой отражения в бухгалтерском учете, лицевых счетах плательщиков, получателей бюджетных средств.
Согласно п. 7 ст. 105 Закона за предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты в размерах и порядке, установленных ст. 102 Закона. Соответственно, по дату извещения Минфина ЧУП «Н» будет рассчитывать проценты за пользование предоставленной таможенным органом отсрочки по уплате НДС. Расчет процентов по формуле:
П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100), где
П – размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
РТП – размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
КД – количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Нацбанка оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;
СР – ставка рефинансирования Нацбанка, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.
Размер процентов, подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки уплаты налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой уплаты налога.
Вопрос: у бюджетной организации образовалась задолженность по уплате таможенных платежей в связи с тем, что имел место факт несвоевременного финансирования организации из средств бюджета.
Вправе ли Минфин самостоятельно инициировать проведение взаимозачета?
Так, в силу п. 7 Инструкции в целях обеспечения своевременности расчетов по погашению обязательств плательщиков перед бюджетом, получателя бюджетных средств перед плательщиком, а также бюджета по финансированию получателя бюджетных средств инициатором взаимозачета может выступать Минфин либо местный финансовый орган. В этом случае для проведения взаимозачета Минфин либо местный финансовый орган запрашивает у таможни сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет в установленном законодательством порядке.
Минфин либо местный финансовый орган не позднее двух рабочих дней, следующих за днем получения запрашиваемых документов, принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета.
В случае принятия решения о проведении взаимозачета Минфин либо местный финансовый орган оформляет извещение о проведении взаимозачета по форме согласно приложению 2 к Инструкции в количестве экземпляров, равном числу участников взаимозачета, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет по одному экземпляру извещения всем участникам взаимозачета для отражения проведенной операции по данным бухгалтерского учета, а также в лицевых счетах плательщика и получателя бюджетных средств.
В случае отказа в проведении взаимозачета Минфин либо местный финансовый орган письменно уведомляет об этом инициатора взаимозачета с указанием причин отказа.
Основанием для отражения в учете исполнения финансовых обязательств всеми участниками взаимозачета является извещение Минфина либо местного финансового органа о проведении взаимозачета. Дата оформления извещения является днем уплаты платежей в бюджет и датой отражения в бухгалтерском учете, лицевых счетах плательщиков, получателей бюджетных средств.
В случае выявления факта представления недостоверной информации Минфин либо местный финансовый орган вправе принять решение об аннулировании результатов взаимозачета, о чем уведомляет всех участников.
Результаты взаимозачета подлежат отражению:
- в бухгалтерском учете – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения извещения о проведении взаимозачета;
- налоговым органом – в лицевых счетах плательщика, реестрах поступлений и возвратов, информации о суммах фактических поступлений платежей в бюджет по разделам классификации доходов бюджета;
- таможнями – в лицевых счетах плательщика;
- местными финансовыми органами – в регистрах бухгалтерского учета.
Территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств, аннулирует неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства, и отражает результаты взаимозачета в регистрах бухгалтерского учета и в лицевом счете получателя бюджетных средств.
Подводя итог публикации, заметим, что плательщики вправе воспользоваться и данной формой уплаты таможенных платежей. Особо она интересна для тех случаев, когда плательщик намерен осуществить расчеты, минуя свой расчетный счет. В то же время эта процедура уплаты платежей имеет и ряд граничных условий, которые не позволяют применять ее в массовом порядке.
1Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
2Налоговый кодекс (далее – НК).
3Постановление Минфина от 21.12.2011 № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов».
4Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утв. постановлением № 136 (далее – Инструкция).
5Закон от 30.12.2018 № 160-З «О республиканском бюджете на 2019 год».
6Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор).
7Постановление Совмина от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
8Особенности таможенного регулирования, утв. Указом Президента от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании».
9Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон).