Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мероприятия
23.02.2020 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учетная политика компании в IT-отрасли

Скорость изменений, происходящих в современном мире, потрясает. Меняются все сферы нашей жизни. Бухгалтерский учет, как часть жизни общества, аналогично претерпевает динамичные изменения. И, если законодатели, зачастую не успевают за такими изменения, то компании, в жизнь которых они уже пришли, просто обязаны реагировать молниеносно, меняться и устанавливать правила игры.

Наибольшим  изменениям в экономике подвержен IT-сектор. Практически новая отрасль хозяйствования, со своими правилами игры, зачастую, непонятными стороннему пользователю внутренними процессами,  терминами, понятиями, и конечным продуктом.

Как и в любой компании, в IT-компании должны быть описаны внутренние процессы. В первую очередь, для того, чтобы у традиционной бухгалтерской службы была возможность задокументировать, «положить на бумагу», «оцифровать» все процессы деятельности компании.

Практика аудиторских проверок IT-отрасли компаний-резидентов ПВТ показывает, что во многих случаях, документировать особенности  надо начиная с построения Учетной политики. Частью Учетной политики является перечень самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов и график документооборота.

 

Приведу пример из практики.

Компания резидент-ПВТ приобретает услуги у нерезидента РБ. Нерезидент – торговая площадка, которая оказывает услуги: рекламные, посреднические, маркетинговые, консультационные и иные. Правила оказания услуг нерезидентом устанавливаются Пользовательским соглашением.

Для бухгалтера на практике понять, какую же услугу конкретно получила организация, без получения пояснений от технических специалистов, заключивших договор с площадкой и совершивших платеж, практически не возможно. А еще более невозможным выглядит процесс получения информации от технических специалистов. Проблема как в непонимании, зачем это делать, так и дистанционной работе многих сотрудников, что затрудняет процесс контакта.

 

В чем тут бухгалтерская и налоговая проблема:

– формулировки в Пользовательском соглашении и содержание услуги необходимо квалифицировать для налогов. Объект налогообложения для НДИ и НДС разные, или могут отсутствовать, или может иметься объект по одному из налогов;

– оплата зачастую совершается с корпоративных карточек. Главный бухгалтер не владеет информацией кто оплатил (карту выдают на директора, он передает ее пользование другим сотрудникам) и это могут быть удаленно работающие сотрудники;

– на основе представленной информации главный бухгалтер должен составить для бухгалтерского учета первичный учетный документ. Так на практике.

Для того, чтобы организовать весь этот процесс, необходимо внести в График документооборота правила представления информации о приобретенных услугах со стороны технических специалистов. Кроме того, в случае составления первичного учетного документа в одностороннем порядке, утвердить в качестве образца форму первичного документа.

Налицо существенные отличия IT-отрасли от традиционных сфер экономики с устоявшимися процесса, понятными правилами игры и разъяснениями законодателей.

Вместе с тем, делать это необходимо, потому как именно первичная информация о содержании хозяйственной операции является основой для бухгалтерского учета, для правильности расчета налогов, и главной доказательной базой в судебных разбирательства и при проверках.

Эти и другие вопросы мы будем более подробно рассматривать на конференции 28 февраля 2020 года.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений