Учетная политика компании в IT-отрасли
Скорость изменений, происходящих в современном мире, потрясает. Меняются все сферы нашей жизни. Бухгалтерский учет, как часть жизни общества, аналогично претерпевает динамичные изменения. И, если законодатели, зачастую не успевают за такими изменения, то компании, в жизнь которых они уже пришли, просто обязаны реагировать молниеносно, меняться и устанавливать правила игры.
Наибольшим изменениям в экономике подвержен IT-сектор. Практически новая отрасль хозяйствования, со своими правилами игры, зачастую, непонятными стороннему пользователю внутренними процессами, терминами, понятиями, и конечным продуктом.
Как и в любой компании, в IT-компании должны быть описаны внутренние процессы. В первую очередь, для того, чтобы у традиционной бухгалтерской службы была возможность задокументировать, «положить на бумагу», «оцифровать» все процессы деятельности компании.
Практика аудиторских проверок IT-отрасли компаний-резидентов ПВТ показывает, что во многих случаях, документировать особенности надо начиная с построения Учетной политики. Частью Учетной политики является перечень самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов и график документооборота.
Приведу пример из практики.
Компания резидент-ПВТ приобретает услуги у нерезидента РБ. Нерезидент – торговая площадка, которая оказывает услуги: рекламные, посреднические, маркетинговые, консультационные и иные. Правила оказания услуг нерезидентом устанавливаются Пользовательским соглашением.
Для бухгалтера на практике понять, какую же услугу конкретно получила организация, без получения пояснений от технических специалистов, заключивших договор с площадкой и совершивших платеж, практически не возможно. А еще более невозможным выглядит процесс получения информации от технических специалистов. Проблема как в непонимании, зачем это делать, так и дистанционной работе многих сотрудников, что затрудняет процесс контакта.
В чем тут бухгалтерская и налоговая проблема:
– формулировки в Пользовательском соглашении и содержание услуги необходимо квалифицировать для налогов. Объект налогообложения для НДИ и НДС разные, или могут отсутствовать, или может иметься объект по одному из налогов;
– оплата зачастую совершается с корпоративных карточек. Главный бухгалтер не владеет информацией кто оплатил (карту выдают на директора, он передает ее пользование другим сотрудникам) и это могут быть удаленно работающие сотрудники;
– на основе представленной информации главный бухгалтер должен составить для бухгалтерского учета первичный учетный документ. Так на практике.
Для того, чтобы организовать весь этот процесс, необходимо внести в График документооборота правила представления информации о приобретенных услугах со стороны технических специалистов. Кроме того, в случае составления первичного учетного документа в одностороннем порядке, утвердить в качестве образца форму первичного документа.
Налицо существенные отличия IT-отрасли от традиционных сфер экономики с устоявшимися процесса, понятными правилами игры и разъяснениями законодателей.
Вместе с тем, делать это необходимо, потому как именно первичная информация о содержании хозяйственной операции является основой для бухгалтерского учета, для правильности расчета налогов, и главной доказательной базой в судебных разбирательства и при проверках.