Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
13.01.2017 42 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учетная политика – 2017:— выбор способов ведения бухучета

К началу текущего года не произошло каких-либо существенных изменений в правилах бухгалтерского учета. Однако истек срок применения некоторых нормативных актов, предусматривавших особый порядок учета амортизации, процентов по кредитам, курсовых разниц и убытков. Поэтому в учетной политике на 2017 год остается меньше альтернативных вариантов способов ведения бухучета. В то же время у организаций есть возможность изменить подход к отражению тех или иных операций в бухгалтерском учете и отчетности, если это приведет к более полезному для пользователей представлению информации.

Учетная политика представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятую организацией (ст. 1 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З).

Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации (п. 1 ст. 9 Закона № 57-З).

Обязанность по формированию учетной политики возложена на главного бухгалтера, руководителя организации, если он осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет отчетность лично, либо на организацию или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, т.е. на лицо, которое осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации (ст. 8 Закона № 57-З).

Учетная политика может быть утверждена изданием распорядительного документа (например, приказа) или проставлением грифа «УТВЕРЖДАЮ» на Положении об учетной политике с указанием наименования должности лица, утвердившего документ, включая наименование организации, его подписи, расшифровки подписи и даты утверждения.

Основные требования к содержанию, изменению и оформлению учетной политики закреплены в Законе № 57-З и Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80).

Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 57-З, к которым относятся принципы:

– непрерывности деятельности;

– обособленности;

– начисления;

– соответствия доходов и расходов;

– правдивости;

– преобладания экономического содержания;

– осмотрительности;

– нейтральности;

– полноты;

– понятности;

– сопоставимости;

– уместности (ст. 3 Закона № 57-З).

При принятии решений по отдельным аспектам учетной политики необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

– Указом Президента от 27.02.2015 № 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (ред. от 30.03.2016) (далее – Указ № 103);

– Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют, утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69 (далее – НСБУ № 69);

– Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

– Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Мин­стройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133);

– Инструкцией о порядке раскрытия информации и представления бухгалтерской отчетности о финансовых инструментах, утв. постановлением Минфина от 22.12.2006 № 164 (далее – Инструкция № 164-1);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 22.12.2006 № 164 (далее – Инструкция № 164-2);

– Инструкцией по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112;

– Инструкцией по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112;

– Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

В учетной политике, среди прочего, закрепляются способы и методы бухгалтерского учета, которые обусловлены спецификой деятельности конкретной организации.

По вопросам, в отношении которых законодательство допускает применение нескольких способов учета, организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать (абз. 16 ст. 1 Закона № 57-З). По вопросам, в отношении которых способы ведения бухгалтерского учета законодательно не определены, организация самостоятельно разрабатывает соответствующие способы (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З). При этом разработанные самостоятельно способы и методы учета не должны противоречить действующему законодательству, в т.ч. принципам бухгалтерского учета.

В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения учета следует руководствоваться действующим законодательством РБ. В таком случае в учетной политике нормы законодательных актов можно не дублировать.

Закрепленный в учетной политике порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности является профессиональным суждением лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации (абз. 16 ст. 1 Закона № 57-З).

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона № 57-З учетная политика организации включает:

– план счетов бухгалтерского учета организации;

– разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

– применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

– порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации;

– применяемые организацией виды учетной оценки;

– иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

В частности, в учетной политике должны быть раскрыты следующие вопросы.

I. Общие вопросы бухгалтерского учета

Виды деятельности организации, которые относятся к текущей (производственная деятельность, сдача активов в аренду и т.д.), инвестиционной и финансовой (п. 2 и глава 2 Инструкции № 102, п. 8 Инструкции № 50). Классификация доходов и расходов в ту или иную категорию зависит от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации.

Дата признания выручки от реализации продукции, товаров, а также доходов от реализации иных запасов, инвестиционных активов и финансовых вложений (п.п. 17 и 23 Инструкции № 102):

– дата начала транспортировки;

– дата отгрузки имущества со склада;

– иные варианты.

Дата принятия активов (письмо Минфина от 12.03.2011 № 15-1-6/131):

– дата фактического получения, указанная в транс­портных, коммерческих и иных документах;

– дата помещения под таможенные режимы (процедуры);

– дата принятия к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом;

– дата принятия к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату его услуг производит организация-получатель;

– иная дата.

Критерий существенности. Существенным признается влияние результата изменения учетной политики, относящегося к периодам, предшествующим отчетному, если хотя бы одно из числовых значений показателей бухгалтерского баланса или каких-либо отдельных показателей бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году изменения учетной политики, изменяется более чем на определенный процент. При этом выбирается базовый показатель бух­галтерской (финансовой) отчетности – одно из числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, играющее важную роль для оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Базовые показатели и способы определения существенности выбираются организацией самостоятельно с применением профессионального суждения и закрепляются в учетной политике. При этом можно воспользоваться методами, предусмотренными Национальными правилами аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утв. постановлением Минфина от 06.03.2001 № 24 (ред. от 28.04.2015).

II. План счетов бухгалтерского учета

Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В него включаются все используемые в конкретной организации счета бухгалтерского учета, субсчета и аналитические счета, забалансовые счета.

Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом отраслевых и других особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности на основе типового плана счетов, утвержденного Инструкцией № 50. Можно лишь уточнить содержание отдельных субсчетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Введение дополнительных счетов (с использованием свободных номеров счетов) должно быть предварительно согласовано с Минфином (п. 3 Инструкции № 50).

Организация аналитического учета должна обеспечивать получение информации о наличии и движении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов, необходимой для составления бухгалтерской отчетности (ч. 4 п. 3 Инструкции № 50).

III. Первичные учетные документы

Первичным учетным документом признается документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, составленный в момент ее совершения, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения (абз. 13 ст. 1, п. 5 ст. 10 Закона № 57-З). Первичным учетным документом оформляется каждая хозяйственная операция (п. 1 ст. 10 Закона № 57-З).

Постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360 утвержден Перечень форм первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, в т.ч.:

– товарно-транспортная и товарная накладные, формы которых утверждены приложениями 1 и 2 к постановлению Минфина от 30.06.2016 № 58;

– приходный и расходный кассовые ордера (формы утверждены приложениями 1–4 к постановлению Минфина от 29.03.2010 № 38 (ред. от 13.06.2016 № 44));

– акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов (формы утверждены постановлением Минфина от 22.04.2011 № 23);

– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2, С-2а, С-2б, С-2в утверждены приложениями 3–6 к постановлению Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве», далее – постановление № 13);

– акт о передаче не завершенного строительством объекта (форма С-22 утверждена приложением 1 к постановлению № 13);

– акт о передаче затрат, произведенных при создании объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства (форма С-17а утверждена приложением 2 к постановлению № 13).

Формы документов, обязательные к применению, отражать в учетной политике нет необходимости. Формы прочих первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином либо руководителем организации (ч. 1 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З).

Если формы первичных учетных документов, утвержденные республиканскими органами госуправления, используются организацией в неизменном виде, их формы в учетной политике тоже можно не указывать. Достаточно указать факт их использования.

Если же организация добавляет в такие формы дополнительные реквизиты либо применяет документы, форма которых законодательно не определена (например, акт на списание материалов, бухгалтерская справка-расчет, акт о выполненных работах (оказанных услугах)), то она должна закрепить в учетной политике такие применяемые документы с приложением разработанных форм.

Самостоятельно разработанные первичные учетные документы должны содержать все обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона № 57-З. В зависимости от характера хозяйственных операций и особенностей деятельности организации в первичные учетные документы могут включаться иные сведения, наличие которых не является обязательным.

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 9 ст. 10 Закона № 57-З).

IV. Форма бухгалтерского учета
и регистры

Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров, в которых такие записи производятся. При этом сами регистры представляют собой документы, в которых производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или стоимостных показателях.

Традиционно применяются журнально-ордерная, мемориально-ордерная, а также автоматизированная формы учета. Выбранная в зависимости от специфики деятельности (размера и структуры, объема учетной работы, степени автоматизации) форма закрепляется в учетной политике.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона № 57-З. Они должны содержать следующие сведения:

– наименование регистра;

– наименование организации;

– даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;

– хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;

– оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.

Виды и формы учетных регистров, используемые организацией для отражения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета, также закрепляются в учетной политике.

V. Инвентаризация

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией № 180.

Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, перечислены в п. 2 ст. 13 Закона № 57-З и в учетной политике не дублируются. Здесь закрепляется только порядок проведения инвентаризаций, проводимых по решению руководства организации. В частности, можно указать график проведения инвентаризации активов и обязательств организации с указанием сроков и условий проведения, перечня проверяемых активов и обязательств и т.д. (п. 8 Инструкции № 180) – в положении об учетной политике или в приложении к ней.

VI. Долгосрочные активы

Порядок отнесения инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструмента, оснастки и приспособлений к основным средствам (п.п. 3 и 4 Инструкции № 26, п.п. 3 и 4 Инструкции № 133):

– по стоимостному критерию;

– по технологическому критерию;

– иные варианты.

Вариант учета курсовых разниц, возникающих с 1.01.2015 г. по 31.12.2017 г. при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств (п. 15 Инструкции № 102, п. 1 Указа № 103):

– в составе доходов (расходов) организации по финансовой деятельности;

– в составе вложений в долгосрочные активы – до принятия объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в составе вложений в долгосрочные активы в течение отчетного года с включением в конце отчетного года в первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств – после принятия объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Поскольку срок действия постановления Минфина от 11.03.2013 № 16 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» истек, проценты по кредитам и займам, начисленным после принятия к бухгалтерскому учету основных средств, должны включаться в состав расходов организации по финансовой деятельности (п. 15 Инструкции № 102). Другие варианты в 2017 г. не предусмотрены.

Способы (методы) начисления амортизации и возможность их пересмотра (п.п. 37, 41 Инструкции № 37/18/6):

– линейный способ;

– нелинейный способ (прямой метод суммы чисел лет, обратный метод суммы чисел лет, метод уменьшаемого остатка);

– производительный способ;

– определяется комиссией по проведению амортизационной политики.

Способы (методы) начисления амортизации:

– могут пересматриваться на начало отчетного года;

– не пересматриваются на начало отчетного года.

Вариант расчета амортизации (п. 31 Инструкции № 37/18/6):

– исходя из месячной нормы;

– исходя из месячной суммы.

Возможность пересмотра комиссией по проведению амортизационной политики нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объектов (п. 24 Инструкции № 37/18/6):

– вправе пересматривать с начала отчетного года или в определенных случаях (указать перечень из числа разрешенных);

– не пересматриваются.

Обратим внимание, что право не начислять амортизацию по объектам основных средств и нематериальных активов, используемым в предпринимательской деятельности, постановлением Совмина от 9.02.2016 № 110 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году» предоставлено только на период с 1 января по 31 декабря 2016 г.

Обесценение. Сумма обесценения основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов, порядок ее определения, пересмотра и списания на конец отчетного периода в бухгалтерском учете отражаются в порядке, установленном инструкциями № 26 и № 25. Решение о проведении или непроведении обесценения, критериях ее признания, методах расчета и выборе ставки дисконтирования определяется в учетной политике.

При этом необходимо наличие одновременно как документального подтверждения признаков обесценения активов, так и возможности достоверного определения суммы обесценения.

В частности, ставка дисконтирования может определяться как ставка рефинансирования, установленная Нацбанком, как средневзвешенная ставка по кредитам для организации за отчетный период (или отдельно по кредитам, полученным на приобретение долгосрочных активов) или исходя из текущих рыночных оценок временной стоимости денежных средств и рисков, характерных для основного средства, инвестиционной недвижимости, нематериального актива.

То есть если имеет место обесценение какого-либо объекта, но по объективным причинам сумму обесценения невозможно достоверно определить, то организации не следует производить какие-либо расчеты и отражать убыток от обесценения, поскольку это может исказить данные бухгалтерской отчетности.

Переоценка основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудование к установке

Переоценка на 1 января года, следующего за отчетным, производится в случаях и в порядке, установленных Указом Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» и Ин­струкцией о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 5.11.2010 № 162/131/37.

Проведение добровольной переоценки на иные даты в течение отчетного года действующим законодательством не предусмотрено. Если в отчетном периоде переоценка на начало года может проводиться добровольно, такое решение оформляется приказом руководителя организации или решением собственника. Закреплять в учетной политике эти вопросы нет необходимости.

VII. Производственные запасы

Затраты на производство

Метод и вариант учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости (п. 108 Инструкции № 133, п. 24 Инструкции № 50):

Методы:

– позаказный;

– попередельный;

– котловой;

– нормативный;

– другие методы.

Варианты:

– бесполуфабрикатный;

– полуфабрикатный.

Метод оценки незавершенного производства (п. 108 Инструкции № 133):

– по прямым затратам;

– по прямым материальным затратам;

– иным способом.

Порядок учета затрат, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями вспомогательных производств (п. 26 Инструкции № 50):

– с использованием счета 25;

– на счете 23.

Критерии распределения общепроизводственных за­трат, величина которых зависит от объемов производства (п. 27 Инструкции № 50, п. 9 Инструкции № 102):

– прямые материальные затраты;

– затраты на оплату труда производственных рабочих;

– иные критерии;

– относятся к управленческим расходам;

– включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и распределяются пропорционально (прямым материальным затратам, затратам на оплату труда производственных рабочих, иным критериям).

Вариант учета запасов при их поступлении (п.п. 6, 39, 41 Инструкции № 133):

– по фактической себестоимости;

– по учетным ценам (с использованием счетов 15 и 16 или только счета 16).

Виды применяемых учетных цен на материалы (п. 50 Инструкции № 133):

– цена приобретения;

– фактическая себестоимость по данным предыдущего отчетного периода;

– планово-расчетные цены;

– средняя цена группы;

– средняя цена каждого наименования.

Резерв под снижение стоимости производственных запасов (п.п. 19–203 Инструкции № 133). Запасы, которые устарели, повреждены или цена реализации которых снизилась, должны отражаться в бухгалтерском балансе за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Такой резерв может создаваться:

– если разница между чистой стоимостью реализации каждой единицы запасов и ее фактической себестоимостью превысила определенный процент фактической себестоимости;

– если запасы обесценились более чем на определенный процент;

– иные варианты.

Размер отклонения чистой стоимости реализации запасов в меньшую сторону от их фактической себестоимости устанавливается самостоятельно с применением профессионального суждения.

Резерв не создается в отношении материалов, предназначенных для использования в производстве продукции, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается реализовать по цене не ниже ее себестоимости.

Вариант оценки запасов при их отпуске в производство и ином выбытии (п.п. 14, 15, 16, 17, 48, 49 Инструкции № 133):

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости (для материалов указать вариант: с использованием взвешенной или скользящей оценки);

– по способу ФИФО.

Способы списания отдельных предметов в составе средств в обороте (п. 107 Инструкции № 133):

– закрепить процент стоимости при передаче со склада в эксплуатацию и при выбытии из эксплуатации;

– иные способы.

Вариант учета безвозмездной помощи при безвозмездном получении запасов (абз. 3 п. 4 Инструкции № 112):

– по кредиту счета 98;

– по кредиту счета 90.

Готовая продукция и товары

Вариант учета товаров в организациях розничной торговли (п. 8 Инструкции № 133):

– по стоимости приобретения;

– по розничным ценам.

Вариант оценки готовой продукции и товаров (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам) при их реализации и ином выбытии (абз. 6 ч. 1 п. 3, п. 14 Инструкции № 133):

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости;

– по способу ФИФО.

Учет затрат, связанных с приобретением товаров (абз. 3 п. 12 Инструкции № 102, письмо Минфина от 6.01.2012 № 15-1-18/15-1):

– включаются в состав расходов на реализацию;

– относятся на увеличение стоимости товаров.

Критерии распределения транспортных затрат, связанных с приобретением товаров (абз. 3 п. 12 Инструкции № 102):

– цена приобретения без НДС;

– цена приобретения с НДС;

– иные варианты.

Порядок аналитического учета готовой продукции (п.п. 3, 6 Инструкции № 133):

– по фактической себестоимости;

– с использованием учетных цен (в качестве учетных цен могут применяться отпускная цена, плановая себестоимость, иные варианты).

VIII. Резерв по сомнительным долгам

Периодичность создания резерва (п. 43 Инструкции № 102):

– на конец отчетного года;

– на конец отчетного квартала;

– на конец отчетного месяца.

Порядок расчета величины резерва (п.п. 44, 45 Инструкции № 102):

– по каждому дебитору на основе анализа его платежеспособности;

– по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения;

– по всей сумме дебиторской задолженности исходя из объема выручки за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

В учетной политике организация раскрывает применяемые способы определения резервов по сомнительным долгам, а также методики их расчета. При этом может использоваться один метод или несколько.

IX. Резервы предстоящих платежей

Если такие резервы создаются, указывается их перечень, если не создаются – констатируется этот факт (п. 75 Инструкции № 50, Инструкция № 168).

X. Расходы будущих периодов

Перечень расходов будущих периодов и порядок их списания (п. 76 Инструкции № 50):

Варианты:

– суммы отпускных, приходящиеся на месяцы, следующие за отчетным;

– иные расходы.

XI. Стоимость активов, суммы доходов и расходов, выраженные в иностранной валюте

Порядок определения стоимости каждой единицы приобретаемых активов (части понесенных расходов) при их оплате путем перечисления авансов в иностранной валюте (ч. 2 п. 3 НСБУ № 69).

Варианты:

– исходя из цены единицы актива (части расходов) в иностранной валюте и среднего курса поставки. Средний курс поставки определяется путем деления общей стоимости приобретенных активов (суммы понесенных расходов) в белорусских рублях, определенной в порядке, установленном законодательством, на общую стоимость активов (сумму расходов) в ино­странной валюте;

– иные варианты.

Порядок определения суммы доходов от реализации каждой единицы (части) активов (части доходов) при их оплате путем получения авансов в иностранной валюте (ч. 2 п. 4 НСБУ № 69).

Варианты:

– исходя из общей суммы дохода, определенной в белорусских рублях в установленном законодательством порядке, пропорционально стоимости каждой единицы (части) активов (части доходов) в иностранной валюте;

– иные варианты.

Обратим внимание, что в соответствии с Указом № 103 образовавшиеся с 1 по 31 января 2015 г. и с 1 по 31 августа 2015 г. и с 1 января по 31 декабря 2016 г. курсовые разницы, отнесенные на доходы (расходы) будущих периодов, списываются на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2017 г. Порядок списания данных курсовых разниц на 2016 г. не обязательно закреплять в учетной политике. Это может быть сделано отдельными приказами (распоряжениями) руководителя организации.

«Новые» курсовые разницы, образовавшиеся при пересчете в белорусские рубли выраженной в ино­странной валюте стоимости активов и обязательств, кроме обязательств, возникших при осуществлении вложений в объекты основных средств, объекты незавершенного строительства, впоследствии принимаемые к учету в качестве основных средств, с 1.01.2017 г. можно отражать в бухучете только одним способом – в составе доходов (расходов) по финансовой деятельности на счете 91 «Прочие доходы и расходы», как предусмотрено Инструкцией № 102 и НСБУ № 69. Закреплять это в учетной политике нет необходимости.

Курсовые разницы у организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, также придется в 2017 г. включать в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, поскольку срок действия Указа Президента от 7.05.2015 № 189 «О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность» истек.

XII. Ценные бумаги

Для каждого финансового инструмента (по отдельности или в группе) организация раскрывает принятую по отношению к нему учетную политику (п. 8 Инструкции № 164-1). При этом в учетной политике раскрывается следующая информация о финансовых инструментах (п. 8, 10 Инструкции № 164-1):

– дата признания в бухгалтерском учете (далее – признание) финансового актива или финансового обязательства и дата прекращения их признания;

– метод оценки финансовых активов и финансовых обязательств при их первоначальном признании в бухгалтерском балансе и в последующем;

– доходы и расходы, возникающие в результате операций с финансовыми активами и финансовыми обязательствами.

Кроме того, если в организации имеются ценные бумаги категории «Ценные бумаги, предназначенные для торговли», которые учитываются по справедливой стоимости и переоцениваются, то определяется порядок совершения таких операций.

Балансовая стоимость ценных бумаг, учет которых ведется по справедливой стоимости, изменяется (переоценивается) на величину изменения их справедливой стоимости (п. 16 Инструкции № 164-2). Справедливая стоимость отражает кредитоспособность ценной бумаги. При наличии активного рынка справедливой стоимостью ценных бумаг является рыночная цена, рассчитанная в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Порядок определения справедливой стоимости ценных бумаг устанавливается в учетной политике. Также учетной политикой определяется периодичность проведения переоценок, устанавливаемая организацией самостоятельно, но обязательно в последний рабочий день месяца (п. 17 Инструкции № 164-2).

Справедливая стоимость ценных бумаг может определяться по рыночной цене в случае, если они котируются на фондовом рынке и по ним устанавливается рыночная цена в порядке, определенном постановлением Минфина от 17.03.2016 № 13 «О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг», или иным способом (указать).

XIII. Временные разницы

Аналитический учет временных разниц может быть организован в аналитических таблицах, на забалансовом счете или иным образом (п. 21 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113).

XIV. Документооборот

Движение первичных учетных документов регламентируется графиком (схемой документооборота), составляемым исходя из оптимальности числа подразделений и исполнителей, которые должны проходить первичные учетные документы, и определяющим минимальный срок нахождения первичных учетных документов в подразделениях.

График документооборота


п/п

Наименование документа

Наименование операции

Создание документа

Проверка документа

Утверждение документа

Обработка документа

Архивирование

Кол-во экземпляров

Подразделение

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Проверяющий

Порядок представления

Срок представления

Кто исполняет

Срок исполнения

Исполнитель

Срок исполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

<...>

<...>

Также в учетной политике закрепляются порядок обработки информации, лица, ответственные за представление первичных учетных документов, порядок сдачи документов в архив и т.п.

XV. Изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации, т.е. замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой, должно быть обосновано (п. 8 ст. 9 Закона № 57-З). Такое обоснование включается в текст положения об учетной политике и допускается в следующих случаях, закрепленных в ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З:

а) по решению самой организации, если изменение учетной политики приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации.

Такие изменения вносятся с начала года, в течение года корректировать учетную политику по данному основанию не допускается (ч. 2 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З).

Если результат изменения учетной политики, относящийся к предыдущим периодам, оказал или способен оказать существенное влияние на финансовое положение организации (его изменение), финансовые результаты деятельности, то при возможности достоверного определения стоимостного выражения такого результата он отражается в бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов учета соб­ственного капитала и кредиту (дебету) соответствующих счетов (ч. 1 п. 4 НСБУ № 80).

Уровень существенности влияния или критерий его определения устанавливается в учетной политике (абз. 16 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).

Если влияние результата изменения учетной политики, относящегося к прошлым периодам, несущественное или невозможно достоверно определить в стоимостном выражении результат относящегося ко всем предыдущим периодам изменения учетной политики, то измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих хозяйственных операций, совершаемых после введения этого способа взамен ранее применявшегося (ч. 2 п. 4 НСБУ № 80);

б) при изменении национального законодательства. При этом учетная политика изменяется с даты вступления в силу соответствующих норм законодательства;

в) при принятии решения о реорганизации или ликвидации. Такие изменения вносятся с даты принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Измененные способы ведения бухгалтерского учета применяются в отношении хозяйственных операций, совершаемых после принятия такого решения (п. 5 НСБУ № 80).

По иным основаниям учетная политика не может быть изменена (п. 6 ст. 9 Закона № 57-З).

Изменения величины собственного капитала в целом и по каждой статье в отдельности в связи с изменением учетной политики показываются по строке 020 «Корректировки в связи с изменением учетной политики» отчета об изменении собственного капитала.

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, ее содержание и причины изменения раскрываются в примечаниях к бухгалтерской отчетности (п. 51 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104, подп. 16.1 п. 16 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Мин­фина от 30.06.2014 № 46).

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by