Цифровые технологии в образовании: преимущества и проблемы

В новом докладе ЮНЕСКО о технологиях в образовании содержится призыв к странам тщательно проанализировать использование технологий в школах.
Преимущества оценить сложно, …
Данных, свидетельствующих о преимуществах использования цифровых инструментов в образовании крайне мало, говорится в докладе. Технологии развиваются слишком быстро, чтобы можно было оценить их влияние: продукты образовательных технологий меняются в среднем каждые 36 месяцев.
Доступные и универсальные программные решения открывают новые возможности для учащихся-инвалидов. Радио, телевидение и мобильные телефоны заменяют традиционные методы обучения среди жителей труднодоступных районов. Почти в 40 странах мира используются учебные радиопрограммы. В Мексике трансляция телевизионных уроков в сочетании с очными занятиями способствовала увеличению охвата средним образованием на 21%.
Онлайн обучение предотвратило полный срыв образовательного процесса во время закрытия школ в связи с пандемией COVID-19. Дистанционным обучением предположительно было охвачено более 1 млрд учащихся. В то же время его преимуществами не смогли воспользоваться по меньшей мере полмиллиарда человек, или 31% учащихся во всем мире, при этом 72% приходится на беднейшие группы населения.
… а проблемы лежат на поверхности
Возможности доступа к интернету остаются неравными. Во всем мире к интернету подключены лишь 40% начальных школ, 50% младших средних школ и 65% старших средних школ. Политику, направленную на улучшение возможностей подключения школ или учащихся к сети осуществляют 85% стран.
Результаты крупномасштабных международных оценок свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования информационно-коммуникационных технологий на успеваемость учащихся. В 14 странах было отмечено, что простое нахождение рядом с мобильным устройством отвлекает учащихся и отрицательно сказывается на обучении, при этом менее четверти стран ввели запрет на использование смартфонов в школах.
Различные факторы препятствуют использованию возможных преимуществ цифровых данных в управлении образованием. Многим странам не хватает потенциала. Страны, которые инвестируют в связанную с данными деятельность, сталкиваются с трудностями: 43% университетов Великобритании испытывают проблемы с согласованием систем данных.
Негативные и пагубные аспекты распространения цифровых технологий в образовании и обществе включают риски нарушения дисциплины и недостатка человеческого взаимодействия. Нерегулируемое использование технологий может ставить под угрозу соблюдение принципов демократии и прав человека.
Рекомендации ВДМО 2023
Однако без цифровых технологий приобретаемые знания не будут актуальными. Расширенное определение права на образование может включать эффективную поддержку с помощью технологий для всех учащихся, чтобы они могли реализовать свой потенциал, независимо от условий и обстоятельств.
Системы образования должны быть лучше адаптированы для обучения работе с цифровыми технологиями и преподавания с помощью этих инструментов.
Всемирный доклад по мониторингу образования 2023 года содержит ориентиры, которыми могут руководствоваться ответственные за разработку политики лица при принятии решений о том, как обеспечить использование технологий в образовании на лучших условиях.