Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Требования к лизинговым организациям предлагается ужесточить

Фото: freepik
Нацбанк представил на общественное обсуждение проект закона «О лизинговой деятельности», призванный повысить прозрачность лизинговых организаций, сократить операции теневого рынка, обеспечить экономическую эффективность лизинга как финансового инструмента и снизить риски, связанные с лизинговой деятельностью, для всех ее участников.

Законопроект подготовлен в развитие норм Указа от 25.05.2021 № 196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности» (далее – Указ № 196). В нем регламентируются требования к лизинговым организациям, порядок и условия заключения, исполнения и прекращения действия договоров лизинга, определяются полномочия Нацбанка по регулированию лизинговой деятельности и осуществлению контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере противодействия в отмывании денег и финансированию терроризма.

Рассмотрим наиболее значимые нововведения законопроекта.

Требований к лизинговым организациям станет больше

Cущественно расширяются полномочия Нацбанка по регулированию лизинговой деятельности. Помимо ранее сформулированных условий к размеру собственного капитала, показателям финансовой деятельности (обусловленных заключением договора с определенным предметом лизинга или категорией лизингополучателей), квалификации и деловой репутации, предъявляемым к учредителям (участникам) лизинговой организации, ее руководителю и иным должностям лицам, мы видим ряд новых требований. Так, Нацбанк наделяется правом устанавливать финансовые нормативы и их размеры для лизинговых организаций, определять предельный уровень долговой нагрузки лизингополучателя для физлиц, устанавливать порядок и случаи проведения аттестации руководителя лизинговой организации.

Для более эффективного контроля и надзорного реагирования НБ РБ предоставляется право требовать временного отстранения от работы руководителя лизинговой организации, главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей в случаях, предусмотренных актами законодательства по вопросам регулирования лизинговой деятельности; запрашивать и получать из единого государственного банка данных о правонарушениях информацию о должностных и иных лицах лизинговых организаций без письменного согласия физического лица; запрашивать у субъектов рынка и лизинговых организаций информацию относительно осуществления ими деятельности в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства о лизинговой деятельности, в т.ч. при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц; направлять в суд иски (заявления) о признании сделок по заключению и исполнению договоров лизинга недействительными и применении последствий их недействительности; применять меры реагирования в виде направления, требований (предписаний), рекомендаций в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности.

Законопроектом также предусмот­рено установление объема и порядка раскрытия информации о лизинговой организации. Это важно не только для потенциальных лизингополучателей с точки зрения оценки финансовой устойчивости лизингодателя (см. статью «Не только процент годовых и размер предоплаты…», «ЭГ» № 92 за 30.11.2021), но и для инвесторов – держателей ценных бумаг, поскольку лизинговые компании являются наиболее активными эмитентами облигаций и токенов.

Взаимодействие сторон – строго по закону

Законопроект детально регламентирует основные аспекты взаимодействия лизингополучателя и лизингодателя: определяет порядок заключения договора и его изменения, передачу предмета лизинга и его возврат, осуществления платежей, осуществления контроля лизингодателем за сохранностью предмета лизинга, устанавливает нормы, регулирующие расторжение договора лизинга и его последствия.

Устанавливается предельный размер переплаты по договору лизинга, который повторяет нормы Указа № 196: не более стоимости предмета лизинга – по договорам лизинга со сроком не более одного года и двукратной суммы стоимости предмета лизинга – по иным договорам, за исключением договоров лизинга жилого помещения. Еще один аспект, который счел нужным отрегулировать Нацбанк, – уточнение оснований для расторжения договора лизинга по инициативе лизингодателя. Теперь для такого расторжения понадобится не менее трех нарушений обязательств по уплате лизинговых платежей в течение всего срока лизинга. При этом просрочка оплаты на срок, не превышающий 3 рабочих дня, не будет являться нарушением условий оплаты.

Определены требования для отдельных предметов лизинга и различных категорий плательщиков. Например, при заключении договора лизинга с физическим лицом до его подписания лизингодатель обязан предоставить физлицу информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а также о возможных условиях лизинга в объеме и порядке, определенном НБ РБ, для принятия обоснованного решения о заключении договора.

Законопроектом вводится ограничение по минимальной сумме возвратного лизинга для искоренения практики кредитования физлиц под видом договора лизинга в обход требований законодательства, устанавливающего порядок осуществления деятельности по микрокредитованию.

Целая глава отведена для отражения особенностей заключения и исполнения договоров лизинга, предметом которых являются жилые помещения. Статьи, собранные в данной главе, регламентируют особенности заключения договора с данным предметом лизинга, устанавливают права и обязанности сторон, описывают порядок регистрации договора и перехода прав по нему.

***

Изучение предлагаемых изменений вызывает смешанные чувства. С одной стороны, очевидно стремление повысить прозрачность и доверие участников рынка к такому финансовому инструменту, как лизинг. С другой – налицо усиление регуляторных требований, из-за чего они приближаются к грани, за пределами которой их легко можно называть избыточными. Ведь одно дело, когда такие требования предъявляются к банкам, которые привлекают вклады от населения и от финансового состояния которых зависит стабильность всей страны, и другое – лизинговые организации, которые осуществляют такую деятельность на свой страх и риск. Не стоит забывать, что развитие лизинговой деятельности зависит еще и от увеличения количества лизинговых организаций, а курс, который задает Нацбанк, явно ведет к увеличению порога входа в этот бизнес для новых участников.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by