Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеллектуальная собственность
03.02.2006 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Торговые марки требуют защиты

С момента принятия в 1993 г. Закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" на регистрацию было подано свыше 70 тысяч заявок. Каждый год их количество возрастает на 10-15%. При этом 75% составляют заявки белорусских производителей, что свидетельствует о их растущем интересе к такого рода активам...

С момента принятия в 1993 г. Закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" на регистрацию было подано свыше 70 тысяч заявок. Каждый год их количество возрастает на 10-15%. При этом 75% составляют заявки белорусских производителей, что свидетельствует о их растущем интересе к такого рода активам.

Торговая марка - непременный атрибут успешного производителя. Однако для того чтобы она приносила прибыль и становилась весомым нематериальным активом,  необходимо должным образом ее зарегистрировать и защитить. Иначе раскрученный знак будет приносить прибыль не вам, а вашим недобросовестным конкурентам, паразитирующим на чужом успехе.

------------------------------------
Торговая марка (ТМ) - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров и услуг одного продавца и их отличия от товаров и услуг конкурентов. Однако этот термин применяем маркетологами, а юридическое определение имеет лишь понятие "товарный знак" (ТЗ). ТЗ - обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.  На взгляд автора, ТЗ можно рассматривать как ТМ, обеспеченную правовой защитой.
------------------------------------

Первый шаг - правильная регистрация знака. Самое сложное в этом процессе регистрации - экспертиза, поскольку знак должен не только соответствовать всем правовым нормам, но и графически отличаться от существующих. При этом  возможных графических решений существует не одна тысяча. В ходе экспертизы охраноспособность знака проверяется как по т.н. абсолютным основаниям, так и по прочим основаниям для отказа. В частности, не регистрируются знаки описательные, вводящие в заблуждение потребителей относительно происхождения  товара либо его самого, не имеющие признаков различия и т.д.

Существуют две основные опасности для производителя продукции под раскрученным ТЗ: "марочное пиратство" - ее перехват и выпуск продукции под соответствующей или схожей  маркой другого предприятия - "маркой-паразитом". Главная опасность в том, что "перехватчики" могут использовать для достижения своих целей законные методы, что значительно осложнит ситуацию с установлением прав для настоящего владельца.

- Имеются случаи, - рассказывает начальник управления экспертизы ТЗ Национального центра интеллектуальной собственности Е.Зинкевич, - когда и наши, и иностранные заявители подают заявки на известные ТЗ. Если у нас есть основания, мы им отказываем. Однако если законных оснований нет, заявка будет принята к рассмотрению. Например, на регистрацию поступил знак Reebok. Если бы это была заявка на 25-й класс (обувь), мы могли бы отказать на основании "введения потребителя в заблуждение". Но заявители подали на 37-й класс (строительство), и у нас оснований отказать в регистрации нет. Будет Reebok заявлять о недобросовестной конкуренции и подавать на этом основании ходатайство в апелляционный совет - это уже ему решать. Для рассмотрения дела в суде необходимо подтверждение регистрации товарного знака на территории РБ. Только после этого проводится экспертиза, устанавливающая нарушение охраноспособности знака.

Случается, дилеры подают на регистрацию знаки без разрешения их владельцев. В этом случае Центр использует одну из статей Парижской конвенции об охране промышленной собственности, согласно которой можно аннулировать регистрацию знака того, кто является представителем или агентом его владельца в других странах.

Отечественных пиратов, конечно же, в первую очередь интересуют известнейшие отечественные и зарубежные знаки. Были, например, попытки зарегистрировать ТЗ "МАЗ", "АвтоМАЗ", "Милавица". Случаются и подделки западных брэндов. Как правило, это товары массового спроса - шампуни, стиральные порошки и т.д.

Законными основаниями для использования ТЗ другим лицом может стать норма Закона о непрерывном неиспользовании знака в течение 5 лет после его регистрации, регистрация ТЗ, идентичного существующему, но подаваемому на регистрацию по иным классам. 

Вторая опасность для ТЗ связана с использованием контрафактной продукции. Как правило, это частичное или полное копирование тех или иных его элементов, вводящее потребителя в заблуждение.

Исключительное право на использование знака, поясняет Е.Зинкевич, возникает только на основании регистрации. Можно сколь угодно долго использовать свое обозначение, но оно не рассматривается как ТЗ до тех пор, пока не зарегистрировано и знак не внесен в национальный или международный реестр. Только после этого у заявителя возникает исключительное право на его использование по своему усмотрению: на упаковке, товаре, в рекламе. Право владельца позволяет ему уступить знак, выдать лицензию (лицензионная сделка), запретить несанкционированное использование третьими лицами и т.д.

Ситуация с защитой интересов в разных странах выглядит по-разному. В России "марочный рэкет" - весьма прибыльное и распространенное дело, поскольку законодательство содержит много пробелов, а судебные издержки по ведению таких дел высоки. Это приводит к тому, что компании-жертвы часто выкупают права на использование своих же ТЗ. В Европе действует устоявшаяся система штрафных санкций  за нарушения в этой области. В США вообще приоритетное право владения ТЗ установлено за тем, кто первый использовал марку, т.е. начал выпускать под ней продукцию или оказывать услуги.

Для ведения дел по регистрации ТЗ отечественные предприятия могут воспользоваться услугами патентных поверенных.

Преимущества использования ТЗ большинство отечественных предприятий осознало совсем недавно, в последние 2-3 года. Учитывая немалые сроки регистрации, наступления "марочного бума" можно ожидать в Беларуси не ранее чем через несколько лет.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений