ТОП-10 важных для бизнеса изменений в бюджетно-налоговой сфере
Палата представителей и Совет Республики одобрили важнейшие финансовые документы Беларуси на 2025 год. Анализ основных положений законопроектов, принятых парламентом, позволяет выделить ключевые нормы, которые имеют значение для субъектов хозяйствования, владельцев бизнеса и других инвесторов.
1. Критерий применения УСН увеличивается
В ходе доработки законопроекта «Об изменении законов» ко второму чтению, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс, в текст документа включено предложение о значительном увеличении критерия выручки для применения упрощенной системы налогообложения – до 3,5 млн руб. (сегодня – 2,31 млн руб.).
Сейчас УСН применяют 36,5% юридических лиц, сообщила журналистам член постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Выступая в Овальном зале, она обратила внимание, что изначально предлагалось сохранить критерии выручки для применения упрощенной системы налогообложения на текущем уровне, однако по итогам обсуждения было принято решение увеличить его «с целью предупреждения применения схем по дроблению бизнеса и сохранения для субъектов хозяйствования упрощенной системы налогообложения, а также учитывая опыт законодательства Российской Федерации».
Таким образом, если сегодня субъекты хозяйствования обязаны перейти на общую систему налогообложения в случае превышения выручки 2,3 млн руб., то с учетом принятых изменений «потолок» применения УСН будет увеличен до 3,5 млн руб.
2. Льготные ставки для некоторых бизнесов
В ходе доработки законопроекта также было принято решение установить льготные ставки для некоторых субъектов хозяйствования.
В частности, в документе закреплено предложение об изменении ставки НДС в отношении продуктов из мяса индейки (ставка снижена с 20% до 10%). Данная мера направлена на поддержку тех предприятий, которые стараются развивать производство индюшатины.
Кроме того, в законопроект включена норма о применении нулевой ставки НДС по услугам международной автомобильной перевозки грузов в части маршрута, который начинается и заканчивается на территории Беларуси. Таким образом планируется поддержать перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и следующих транзитом по территории РБ.
3. Налоговая нагрузка может подрасти
Год назад при рассмотрении проекта бюджета на будущий год в парламенте говорили, что налоговая нагрузка может составить в 2024 г. 23,4% ВВП.
На минувшей неделе (после утверждения проекта республиканского бюджета на 2025 год) Палата представителей сообщила, что налоговая нагрузка в следующем году ожидается на уровне 24,6%.
Таким образом, налоговая нагрузка может несколько подрасти, хотя для однозначного вывода не хватает оперативных данных (в частности, отношения налоговых доходов бюджета к ВВП), касающихся исполнения бюджета в уходящем году.
Налоговая нагрузка на уровне 24,6%, ожидаемая в 2025 г., находится в плановом коридоре белорусских властей.
Отметим: Программа социально-экономического развития на 2021–2025 гг. предполагает, что налоговая нагрузка на экономику в нынешней пятилетке не должна превысить 26% к ВВП.
4. Как прибыль бизнеса повлияет на бюджет
Ожидается, что доходы республиканского бюджета в 2025 г. составят 45,8 млрд руб. и увеличатся по сравнению с 2024 г. на 8,1%.
Наибольший удельный вес в структуре доходов республиканского бюджета займет НДС (40,6%), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,5%), акцизы (6,6%), налог на прибыль (6,1%), рассказал председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Василий Панасюк.
«Объем доходов бюджета по налогу на прибыль запланирован с ростом на 16% к ожидаемому исполнению текущего года», – уточнил депутат. Таким образом, к 2025 г. правительство прогнозирует заметный рост поступлений в бюджет от деятельности прибыльных организаций.
5. Кто получит господдержку
В проекте республиканского бюджета на 2025 год определено, что в будущем году на поддержку национальной экономики планируется выделить 7,8 млрд руб. (на 2,3% больше по сравнению с уровнем 2024 г.).
Ресурсная поддержка перспективных направлений национальной экономики обеспечивает рост эффективности промышленного производства, заявил В. Панасюк.
В 2025 г. государство планирует выделить из бюджета 3,1 млрд руб. на промышленность, строительство и архитектуру, 1,6 млрд руб. получит транспортная отрасль, 2,1 млрд руб. будет направлено на финансирование дорожного хозяйства.
«В целях обеспечения продовольственной безопасности республики и повышения экспортного потенциала аграрного сектора» планируется в 2025 г. направить 1 млрд руб. на поддержку сельского хозяйства, сообщил В. Панасюк. Кстати, почти четверть господдержки, которую получит АПК, будет выделена на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
6. Усиление контроля
После принятия законопроекта по вопросам внесения изменений в налоговое законодательство Палата представителей сообщила, что в документе откорректированы нормы, касающиеся налогового контроля.
В частности, законопроект предполагает усиление контроля за сделками, которые предусматривают предоставление займов взаимозависимым лицам. Так, контролю в рамках трансфертного ценообразования будут подлежать займы между взаимозависимыми лицами на сумму свыше 400 тыс. руб.
Также в законопроекте, которым вносятся изменения в НК, предусмотрены антиуклонительные нормы, направленные на пресечение практики минимизации налоговых платежей.
В частности, нельзя будет снизить налоговую базу по налогу на прибыль на величину расходов, связанных «с предоставлением взаимозависимым лицам персонала организации и осуществляемым после заключения такой организацией трудового договора с работником».
Кроме того, законопроект предполагает, что при налогообложении не будут учитываться отрицательные курсовые разницы по займам, обязательство по которым выражено в валютном эквиваленте. Ранее Минфин отмечал, что переоценка данных займов позволяла некоторым субъектам хозяйствования минимизировать налоговые платежи.
7. Упразднение льгот
Согласно планируемым изменениям налогового законодательства вносятся дополнительные ограничения по применению популярной налоговой льготы – инвестиционного вычета. Такое решение принято «в целях обеспечения его направленности на обновление основных средств».
«Инвестиционный вычет будет применяться только коммерческими организациями по зданиям и сооружениям, используемым исключительно в производственной деятельности», – рассказала депутатам Н. Кулешова.
Другая налоговая льгота будет отменяться поэтапно. Речь идет о праве владельцев бизнеса получать дивиденды с учетом льготных ставок налогообложения в тех случаях, когда прибыль не распределялась подряд в течение трех или пяти предшествующих лет.
Практика показала, что на указанный период собственники бизнеса в большинстве случаев заработанную прибыль не реинвестировали, а хранили деньги в банках, дожидаясь срока ее распределения и получения дивидендов с учетом налоговых льгот. Поэтому было решено поэтапно упразднить налоговую льготу в части распределения прибыли, и данная норма попала в финальный вариант законопроекта, который одобрили Палата представителей и Совет Республики.
Кроме того, законопроект предусматривает отмену льгот по подоходному налогу по доходам, полученным физическими лицами от продажи долей в уставном фонде и акций белорусских организаций.
8. Временное станет постоянным
Некоторые нормы налогового законодательства, которые ранее являлись временными, с учетом предусмотренных изменений в Налоговый кодекс становятся постоянными либо пролонгируются.
Так, с 2025 г. на постоянной основе будет действовать ставка налога на прибыль в размере 30% для операторов сотовой связи и коммерческих микрофинансовых организаций.
Также до 1 января 2028 г. продлевается срок действия ставки 13% по подоходному налогу в отношении доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий.
Кроме того, в Налоговом кодексе появится норма об увеличении ставки налога на доходы по дивидендам, получателями которых являются иностранные организации (с 15% до 25%).
Как известно, в уходящем году правительством (постановление Совмина от 07.03.2024 № 164 «О вопросах налогообложения») уже было определено, что ставка налога на доходы иностранных организаций по дивидендам (для резидентов недружественных государств) устанавливается в размере 25%, и предполагалось, что данная норма будет действовать до конца 2026 г.
Включение аналогичной нормы в НК указывает на то, что она может стать постоянной и коснется всех организаций с иностранным капиталом. Известно, что на повышение упомянутой ставки налога государство пошло, чтобы снизить заинтересованность собственников компаний с иностранным капиталом выводить дивиденды в недружественные государства, с которыми в Беларуси уже не действуют соглашения об избежании двойного налогообложения.
9. Владельцам токенов на заметку
Член постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова сообщила, что в Налоговый кодекс будут включены нормы, касающиеся особенностей исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами).
Объектом налогообложения признаются любые виды доходов, полученных от таких операций, сообщила депутат. При этом она добавила, что не придется платить подоходный налог в тех случаях, когда доходы получены по операциям с токенами, созданными резидентами Парка высоких технологий или через резидентов Парка.
10. Богатые заплатят больше
Ряд норм в налоговом законодательстве коснется обеспеченных категорий граждан. Так, налоговая база для налога на недвижимость для физических лиц в отношении коммерческой недвижимости увеличена в два-три раза в зависимости от ее площади.
Сохранена ставка транспортного налога на люксовые автомобили, увеличенная в 10 раз. И в этой части возможны изменения. Как известно, в настоящее время повышенный налог касается легковых автомобилей премиум-класса, с года выпуска которых прошло не более трех лет. Не исключено, что будет установлена градация, и в отношении ряда легковых автомобилей десятикратная ставка транспортного налога будет действовать даже спустя три года с даты выпуска. Ранее возможность принятия такой новации анонсировало МНС.
Обеспеченных граждан ждет еще одна новация. По действующему законодательству повышенная ставка подоходного налога (25%) касается физлиц, чей годовой доход превышает 200 тыс. руб. С учетом принятых изменений показатель увеличится до 220 тыс. руб.
«В обиходе этот налог на сверхдоходы и затрагивает тех белорусов, которые зарабатывают свыше названного критерия. Для всех остальных граждан ставка подоходного налога сохранится на уровне 13%», – пояснила Н. Кулешова.