Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Консультации
17.03.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тонкости каботажных автоперевозок в Беларуси и России

По договору транспортной экспедиции, заключенному с российской компанией (экспедитором), наше белорусское транспортное предприятие планирует выполнять автомобильные перевозки внутри РФ.

Будут ли считаться такого рода перевозки каботажем, которые запрещены законодательством?

Фактическое осуществление на транспортных средствах белорусской регистрации внутренних перевозок товаров по территории РФ является каботажем. Такого рода перевозки запрещены.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими ино­странным перевозчикам, в т.ч. временно ввезенными ими на территорию РФ. За нарушение данного требования п. 1 ст. 11.26 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на водителя транспортного средства в размере от 150 тыс. до 200 тыс. RUB (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 № 362-ФЗ).

В свою очередь, ст. 19 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» не допускает выполнения внутри­республиканских автомобильных перевозок автомобильными перевозчиками иностранных государств.

В каких случаях для белорусских перевозчиков международная перевозка грузов по территории РФ не считается каботажной?

Выполняемая перевозчиком перевозка грузов в место разгрузки, указанное в п. 3 СМR-накладной и расположенное на территории РФ, каботажной перевозкой считаться не будет.

С 1 января 2016 г. в соответствии с программой поэтапной либерализации автомобильных перевозок в ЕАЭС для белорусских перевозчиков после завершения на территории РФ (за исключением Калининградской обл. и Республики Крым) международной автомобильной перевозки грузов из третьих государств, не являющихся членами Таможенного союза, предусмотрена возможность выполнить перевозку грузов на территории Брянской, Псковской и Смоленской областей (кроме перевозки опасных грузов) в попутном направлении в страну регистрации транс­портного средства.

Белорусский автомобильный перевозчик по СМR-­накладной вез груз из Беларуси в Москву (РФ). После выгрузки части груза на складе (указанном как место разгрузки в гр. 3 СМR-накладной) грузополучателем было поручено перевозчику доставить груз на второй склад грузополучателя, расположенный в г. Москве. При этом отметка в гр. 24 СМR-накладной проставлена не была. Отметку в гр. 24 СМR-накладной грузополучатель должен был поставить после полной выгрузки товара на второй склад.

Не доезжая до склада, автомобиль белорусского перевозчика был остановлен работниками транспортной инспекции. Узнав, что оставшуюся часть груза белорусский перевозчик по одной и той же CMR везет на второй склад, вменили ему каботажную перевозку, и водитель оплатил штраф в размере 3 тыс. RUB.

Правомерно ли привлечен к административной от­ветственности наш перевозчик?

Нет, неправомерно.

Каботаж – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.

В приведенном случае перевозка рассматривается как завершение международной перевозки грузов для целей доставки груза в адрес грузополучателя. Поскольку грузополучатель груза не изменился, признаки административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 11.26 КоАП РФ, в указанной ситуации отсутствуют. Неправомерные действия сотрудников транспортной инспекции в соответствии с КоАП РФ могут быть обжалованы через суд.

Либерализация внутрисоюзного каботажа

Решением Высшего Евразийского экономического совета утверждена Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы.

Согласно разделу IV данной программы международные перевозки грузов автомобильным транспортом в рамках Союза, в т.ч. каботажные автомобильные перевозки грузов, подлежат регулированию в соответствии с законодательством государств-членов. В рам­ках реализации программы государства-члены дол­ж­ны обеспечить принятие нормативных правовых актов, устанавливающих право любого перевозчика, допущенного на основании законодательства государства-члена к выполнению международной автомобильной перевозки грузов, на осуществление каботажных автомобильных перевозок грузов на временной основе.

В целях реализации указанного положения государства-члены обеспечивают закрепление в своих нормативных правовых актах следующих условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов:

– право осуществления каботажной автомобильной перевозки грузов по территории государства-члена предоставляется перевозчикам, зарегистрированным в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным тран­с­портом на территории этого государства-члена;

– не допускается осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним;

– каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены;

– транспортные средства, используемые при выполнении каботажных автомобильных перевозок грузов, должны быть оборудованы тахографами и средствами спутниковой навигации.

В период до окончания II этапа либерализации (с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г.) при осуществлении каботажной автомобильной перевозки грузов на борту транспортного средства должны находиться специальное разрешение, выданное компетентным органом государства-члена в установленном порядке, и бортовой журнал с информацией, подтверждающей правомерность осуществления такой перевозки. Компетентный орган одного государства-члена передает бланки соответствующих специальных разрешений компетентному органу другого государства-члена по запросу. Форма бортового журнала и порядок его ведения будут утверждаться органами транспортного контроля государств-членов.

В период с начала III этапа либерализации (с 1.01.2020 г.) каботажные автомобильные перевозки грузов будут осуществляться только после предварительного информирования (подачи заявки в элект­ронном виде) перевозчиком органа транспортного контроля соответствующего государства-члена и получения от него подтверждения на выполнение такой перевозки. Решение о подтверждении выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов или об отказе в ее выполнении будет приниматься органами транспортного контроля не позднее 24 часов с момента получения заявки. Состав сведений, указываемых в заявке, порядок ее рассмотрения и условия отказа определяются органами транспортного контроля государств-членов. Возможность каботажной автомобильной перевозки грузов в рамках Союза признается только при условии представления перевозчиком документальных доказательств выполнения международной автомобильной перевозки и логической последовательности каботажной перевозки (попутное направление к месту следующей загрузки или возвращение транспортного средства в государство регистрации перевозчика).

Документальные доказательства должны содержать следующие сведения по каботажной автомобильной перевозке грузов:

– наименование; адрес и подпись грузоотправителя;

– наименование; адрес и подпись перевозчика;

–наименование; адрес и подпись грузополучателя;

– дату доставки (при доставке груза);

– место и дату погрузки и место доставки груза;

– наименование груза;

– вес брутто груза или его количество;

– регистрационные знаки транспортного средства, используемого для перевозки.

На данной стадии каботажные автомобильные перевозки грузов осуществляются перевозчиками, допущенными в государстве регистрации к осуществлению международных перевозок грузов и включенными в соответствующий реестр перевозчиков, который ведется компетентным органом государства-члена. В случае нарушения условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов перевозчик не будет допускаться к осуществлению таких перевозок на 1 год с даты выявления нарушения. Компетентные органы государств-членов посредством электронной системы взаимодействия обмениваются реестрами перевозчиков, имеющих право выполнять международные перевозки.

Законодательством государства-члена, по территории которого осуществляются каботажные автомобильные перевозки грузов, регулируются условия соответствующих договоров (в т.ч. о весе и габаритах транспортных средств), вопросы налогообложения и страхования ответственности, уплаты сборов за проезд по дорогам общего пользования, будут устанавливаться требования к перевозке отдельных категорий грузов (скоропортящихся грузов, живых животных), особенности режима труда и отдыха водителей, в т.ч. ответственность за нарушение условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов.

Во избежание какой-либо дискриминации перевозчиков по признаку гражданства или места регистрации государствами-членами должны быть приняты меры, чтобы устанавливаемые ими условия осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов распространялись на всех перевозчиков государств-членов, осуществляющих такие перевозки.

Справка. На I этапе (с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г.) Беларусь предоставляет право перевозчикам, зарегистрированным на территории РФ, или Армении, или Кыргызстана, после завершения на территории РБ международной перевозки грузов автомобильным тран­с­портом из государств, не являющихся членами Союза, выполнить 1 каботажную автомобильную перевозку грузов на территории Гомельской, или Могилевской, или Витебской областей Беларуси в попутном направлении в государство регистрации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений