Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1467
EUR:
3.4177
RUB:
3.584
Золото:
242.07
Серебро:
2.94
Платина:
95.91
Палладий:
91.15
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Типовые уставы бизнесу (не) нужны

Фото: yandex.by/maps

Правительство планирует утвердить типовые уставы обществ с ограниченной ответственностью. Нововведение, как ожидается, упростит учредителям процедуру регистрации бизнеса.

В обосновании к проекту постановления Совмина, которым планируется утвердить типовые уставы, говорится, что общества с ограниченной ответственностью «являются самой распространенной организационно-правовой формой» ведения бизнеса в Беларуси.

Соответственно, утверждение типовых уставов ООО, отмечают разработчики НПА, «еще больше упростит процедуру регистрации юридического лица».

В каких случаях типовые уставы подойдут учредителям коммерческих организациях, а в каких ситуациях предпринимателям стоит готовить индивидуальный устав? В чем преимущества и недостатки обоих вариантов?

На эти и другие вопросы «ЭГ» ответил старший юрист ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги» Максим Косачёв, специализирующийся на вопросах корпоративного права.

MKosachyov.jpg
          Максим Косачёв

– Проекты типовых уставов в июне выносились на общественное обсуждение. Каково ваше мнение о пользе таких документов? В каких случаях типовые уставы уместны?

– Возможность использовать типовые уставы на этапе регистрации бизнеса уже достаточно давно существует в России и Казахстане. Наши разработчики фактически приняли решение позаимствовать данную практику из законодательства других стран ЕАЭС. И действительно, типовые уставы способствуют упрощению процедуры регистрации бизнеса.

Правда, в этой части, если сравнивать, например с РФ, у нас будут особенности. Так, в России у субъектов хозяйствования существует возможность выбрать типовой устав из 36 вариантов. У нас же на общественное обсуждение вынесены всего два документа – типовые уставы с одним участником и с несколькими, т.е. вариантов намного меньше.

Типовой устав хорош тем, что он полностью соответствует законодательству и лучше всего подходит в случаях, когда вероятность корпоративных конфликтов относительно низкая. Например, это касается ситуаций, когда один участник (физическое лицо или индивидуальный предприниматель) создает юридическое лицо и планирует единолично управлять бизнесом.

Также к ситуации, когда вероятность корпоративных конфликтов сравнительно ниже, можно отнести случаи создания семейного бизнеса. Хотя члены семьи, к сожалению, тоже иногда ссорятся, и это в рамках бизнеса чревато серьезным корпоративным кризисом.

В чем главный недостаток типового устава и главное преимущество «кастомизированного» устава, который индивидуально готовится для конкретной компании?

– Основной недостаток типового устава заключается в том, что без его редактирования и последующей регистрации в исполкоме невозможно закрепить правила ведения бизнеса, которые в нем изначально не преду­смотрены.

В устав, разрабатываемый индивидуально, можно заложить совершенно разные бизнес-ситуации, которые могут произойти в жизни компании. При этом, разумеется, подготовка индивидуального устава потребует определенных затрат, в т.ч. возможно и связанных с консультированием у юристов.

– В каких конкретных ситуациях, на ваш взгляд, учредителю или учредителям стоит готовить индивидуальный устав?

– Как только учредитель отходит от операционной деятельности и нанимает директора, потенциальный риск корпоративных конфликтов возрастает. В этом случае целесо­образнее готовить «кастомизированный» вариант типового устава, который будет в наибольшей степени соответствовать индивидуальным потребностям учредителя.

Например, возникают ситуации, когда собственник бизнеса хочет ограничить объем сделок, которые директор может заключать единолично. Работая по типовому уставу, сделать это невозможно.

И, разумеется, индивидуальный устав крайне необходим, когда несколько учредителей создают совместный бизнес. Все чаще и чаще они пытаются, анализируя ошибки других компаний, договориться обо всем «на берегу» и подготовить индивидуальный вариант устава, чтобы тем самым снизить вероятность корпоративных конфликтов в будущем.

Мы рекомендуем клиентам, которые собираются совместно управлять бизнесом, максимально описать то, как они хотели бы видеть этот процесс.

Например, как использовать прибыль и как вести себя при возникновении убытков, каким будет распределение голосов по важнейшим вопросам управления бизнесом.

Время показывает, что сказанные слова забываются, когда они становятся неудобными. А если договоренности закреплены на бумаге и имеют юридическую силу, то это напрямую влияет на поведение участников, потому что они понимают: недовольная сторона может потребовать судебной защиты своих интересов.

– Что вы можете порекомендовать индивидуальным предпринимателям, которые могут быть вынуждены для продолжения бизнеса создавать юридическое лицо?

– Действительно, законодательные ограничения могут мотивировать индивидуальных предпринимателей в ближайшее время (в 2024–2025 гг.) задуматься о создании юридического лица. Такая перспектива особенно актуальна для тех, чья выручка превысит пороговое значение (500 тыс. руб.), а также тех, чей вид деятельности в статусе ИП не будет разрешен.

Поэтому очевидно, что некоторые индивидуальные предприниматели для продолжения бизнеса будут рассматривать вариант создания юрлица.

Что можно порекомендовать? Если предприниматели решат кооперироваться и совместно учреждать юридическое лицо, то им желательно и даже необходимо разработать устав, который позволит снизить вероятность корпоративных конфликтов. Иными словами, речь идет об индивидуальном уставе.

В тех же случаях, когда ИП планируют единолично управлять создаваемой организацией, занимая должность директора, они могут воспользоваться более простым вариантом, который вскоре им предоставит законодательство, и учредить компанию на основании типового устава.

В последующем, если в такой организации появятся новые соучредители либо наемный директор, в устав желательно вносить изменения, позволяющие предусмотреть спорные ситуации и снизить вероятность корпоративных конфликтов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by