Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Отрасли и рынки
17.06.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Связь нового поколения: как предложение формирует спрос

В недалеком будущем компании-операторы сотовой связи будут зарабатывать не на услугах связи, а на современных сервисах. О развитии новых потребностей и предложений «ЭГ» рассказывает руководитель департамента маркетинга СООО «МТС» Денис ТЕРЕЩЕНКО.

– Денис, почему по итогам прошлого года рыночная доля МТС снизилась с 46% до 45,5%?
– Абонентская база МТС, которая сейчас насчитывает более 5,3 млн. человек, за прошлый год почти не изменилась. Наблюдается разве что небольшая коррекция, связанная в первую очередь с оптимизацией SIM-карт. Люди постепенно избавляются от запасных – третьих и даже четвертых – SIM-карт, в основном с устаревшими тарифными планами, и все чаще используют смартфоны вместо 3G-модемов. Это одна из главных причин, по которым проникновение мобильной связи в Беларуси за тот же период практически не выросло.
Кроме общего номинального количества абонентов, есть активная абонентская база: люди, которые пользуются связью МТС каждый месяц. Показательно, что в этой категории спрос на наши услуги не снижается.


– Почему, обладая большей долей на рынке, МТС отстает по выручке от Velcom?
– Простая математика. Как можно иметь большой доход с меньшего количества абонентов при примерно одинаковых объемах потребления услуг? Думаю, на этот вопрос каждый может ответить для себя сам.


– Каков план по выручке и чистой прибыли у МТС на текущий год?
– Мы публикуем эти показатели только по факту. Планы компании по ним – коммерческая тайна.


– В отчетности за прошлый год основные финансовые показатели в эквиваленте евро у вас сократились. Может ли это произойти и в нынешнем году?
– МТС – белорусская компания и работает на местном рынке с белорусскими клиентами, получающими доходы в национальной валюте. Поэтому наши основные KPI формируются именно в белорусских рублях, а валютная выручка не является индикатором эффективности нашего бизнеса.
То, что по некоторым показателям идет снижение в пересчете на иностранную валюту, связано с внешними факторами. Мы, разумеется, не можем на них влиять и точно прогнозировать. Но в любом случае я бы не называл сокращение финансовых показателей в валюте угрозой для МТС.


– Не получится ли так, что в этом году рублевая выручка вырастет исключительно за счет введения НДС на услуги мобильной связи?
– На рост нашей выручки НДС никак не влияет. Все налоги поступают в доход государства, и по нашим групповым стандартам финансовые результаты МТС публикуются без учета налогов.
Да и в целом же рублевая выручка растет гораздо сильнее за счет того, что все больше абонентов переходят на data-ориентированные тарифные планы, в которые включается пакет мобильного Интернета. Кроме того, продолжает повышаться спрос на интернет-трафик в целом. Раньше абоненты были «голосовыми», «легкими» и без смартфонов. Теперь они склоняются к «утяжеленным» предложениям, которые закрывают все их основные потребности, включая доступ к сети с гаджетов. Это характерно для всего белорусского рынка мобильной связи.


– Но как-то введение НДС на спросе отразилось?
– Спрос на услуги не падает. Мы не видим никаких изменений в поведении наших абонентов, которые можно было бы связать с повышением ставки НДС для мобильных операторов. Если они и есть, то совсем незаметные, тем более на фоне сезонных факторов.


– Какую долю в структуре выручки занимают поступления от передачи данных, и какую – от голосового трафика?
– К сожалению, я не могу поделиться конкретными показателями – это коммерческая тайна. Но отмечу очевидное: темпы роста потребления услуг передачи данных продолжают впечатлять. Соответственно, уверенно увеличивается и «вес» интернет-трафика в структуре наших доходов.


– Какое влияние на развитие компании оказало появление такого сервиса, как Viber?
– Viber действительно влияет на некоторые традиционные сервисы вроде SMS-сообщений и роуминг. Но тут есть и другая сторона медали. Viber подразумевает наличие смартфона и мобильного Интернета. Поэтому можно сказать, что он формирует новую культуру потребления услуг связи – в частности, интернет-трафика – и развивает у людей новые потребности

.
– Какова продуктовая стратегия МТС на ближайший год?
– В текущем году мы уже запустили целый ряд новых продуктов для разных сегментов. Это приложение «Кошелек» и обновленный сервис «МТС Деньги». Кстати, в России платежи с баланса мобильного телефона уже стали ярким трендом. Это цифровое телевидение «МТС ТВ», рассчитанное на максимально широкую аудиторию, сервисы электронного образования, такие как приложения «Дзённiк», «Engster» и «Yes». И, конечно, новые тарифы по разным направлениям.
Новые продукты, которые появятся в ближайшее время, и продуктовая стратегия компании в целом – это та информация, которая не подлежит разглашению. Так что следите за нашими новостями.


– Как вы относитесь к идее снижения тарифов на роуминг в Евразийском экономическом союзе?
– Наша компания старается идти навстречу всем своим клиентам, включая пользователей роуминга. Цель здесь – чтобы наши абоненты не ограничивали себя в связи не только в Беларуси, но и за ее пределами. Для этого регулярно заключаются новые соглашения с зарубежными партнерами и разрабатываются услуги, которые делают роуминг более доступным и удобным. Здесь можно вспомнить хотя бы уже упомянутую опцию «Инет за границей», не имеющую аналогов в республике. Кроме этого, рост тарифов в роуминге несоизмерим с показателями девальвационных процессов – мы сдерживаем его, чтобы быть ближе к клиенту.
Страны ЕАЭС – приоритетное для наших абонентов направление. Полагаю, что значительное снижение в них стоимости роуминговых услуг уже оценили и еще оценят очень многие наши клиенты.


– А возможно ли воплотить более радикальную идею – отмены роуминга?
– Эта идея требует многосторонней и трудоемкой проработки. В процессе задействовано очень много национальных и международных операторов, которые используют разные технологии и методики формирования межоператорских тарифов. Кроме того, в разных странах значительно различаются условия хозяйствования для мобильных операторов. Поэтому пришлось бы проделать колоссальную, если вообще выполнимую, работу по гармонизации законодательства. Даже в Евросоюзе, по сути, все еще нет «нулевого» роуминга – за связь людям все равно приходится платить.
Поэтому пока что наша задача максимум: помогать абонентам оптимизировать свои расходы на связь в роуминге и повышать удобство пользования этими услугами.


– Ваш ближайший конкурент – компания Velcom – объявил о диверсификации бизнеса: строит солнечную электростанцию, дата-центр. Чем вы можете ответить? Если у вас планы по диверсификации?
– Не хотелось бы комментировать стратегию конкурентов. Очевидно, что у них есть собственники, которые ставят определенные цели. Мы же, в свою очередь, развиваем бизнес в соответствии с теми задачами, которые ставятся нашими акционерами, как с белорусской стороны, так и с российской.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений