Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Строительство атомной станции завершается, вопросы остаются

Фото: neg.by

После введения в промышленную эксплуатацию второго энергоблока БелАЭС, которое должно состояться до конца 2023 г., проект по строительству белорусской атомной станции будет официально считаться завершенным. Вместе с тем без сложностей не обошлось – объект был сдан позже установленных сроков, а в процессе приемки были выявлены небольшие недоработки со стороны «Росатома». Остается актуальным вопрос обеспечения баланса генерирующих мощностей и потребления электричества с учетом избыточных мощностей атомной станции.

Доработка «нюансов»...

Несмотря на то, что все строительно-монтажные работы на втором энергоблоке были завершены еще в феврале 2023 г., понадобилось более 6 месяцев, чтобы подготовить блок к вводу в промышленную эксплуатацию. 31 октября 2023 г. глава государства провел рабочую встречу с участием вице-премьера Петра Пархомчика, заместителя главы Администрации Президента Максима Ермоловича и министра энергетики Виктора Каранкевича, чтобы заслушать доклад о завершении масштабного проекта.

Участники мероприятия еще раз подтвердили, что на станции закончены все необходимые строительные и пусконаладочные работы и второй энергоблок работает в режиме полной мощности. Отдельные планово-профилактические мероприятия, предусмотренные регламентом, еще продолжаются, но уже сейчас можно говорить о завершающей стадии строительства этого важного объекта.

Основным вопросом при приемке и последующей эксплуатации БелАЭС является вопрос безопасности, что особенно важно с учетом чернобыльского опыта страны и повышенного общественного внимания к объекту. Как отметил Александр Лукашенко, отдельные службы, участвующие в приемке станции, в частности МЧС, ставят некоторые вопросы к российскому исполнителю. Подтвердил наличие претензий к Росатому со стороны правительства и присутствующий на встрече вице-премьер Петр Пархомчик.

...и предоставление компенсации

Также стало известно, что Беларусь подняла вопрос о предоставлении компенсации со стороны Рос­атома в связи с нарушением сроков ввода станции в эксплуатацию, установленных договором. Напомним, что первоначально планировалось, что первый энергоблок будет введен в промышленную эксплуатацию в I квартале 2021 г., но фактически его ввод состоялся лишь 10 июня 2021 г. При этом сообщалось, что у генподрядчика, занимавшегося строительством БелАЭС, на позднем этапе строительства возникли проблемы с расчетами с субподрядчиками, а также пришлось восстанавливать недостающую исполнительную документацию (акты, протоколы, журналы, ведомости и т.д.). Российская сторона не отрицает своей ответственности за допущенное отклонение и уже предложила несколько вариантов компенсации: более выгодные цены на поставку ядерного топлива (по цене, используемой для российских станций), а также дополнительный гарантийный срок на 5 лет на основные узлы. Александр Лукашенко подчеркнул, что излишне напрягать россиян и требовать с них каких-то дополнительных штрафных санкций никто не собирается, но поручил правительству рассмотреть и проработать варианты по получению разумной компенсации.

Задел на будущее или проблемный избыток

Как мы неоднократно отмечали, одной из ключевых проблем строительства БелАЭС стало сохранение энергетического баланса страны, т.к. после ее запуска объем производства электроэнергии резко превысил объем потребления. Фактически проект БелАЭС является авансированием ожидаемого в будущем увеличения потребления электричества, которое, несмотря на все усилия, предпринимаемые правительством, не может расти темпами, превышающими текущие 3–4% в год.

В 2020 г. общий объем потребления электроэнергии в Беларуси составил 38 млрд кВт/ч, в 2021 г. он вырос до 40,3 млрд кВт/ч, в 2022 г. из-за влияния внешних факторов сократился до 38,6 млрд кВт/ч. Как отметил министр энергетики Виктор Каранкевич, за 9 месяцев 2023 г. объем потребления сформировался на уровне 29,8 млрд кВт/ч, что при сохранении текущих темпов роста даст 39,8 млрд кВт/ч к концу года. В то же время, как сообщалось ранее, 100% ввод станции в эксплуатацию позволит ежегодно вырабатывать 18,5 млрд кВт/ч, что составляет 40% от объема потребления страны.

Это означает, что при ежегодном росте потребления электричества на 2 млрд кВт/ч стране понадобится более 9 лет, чтобы БелАЭС вписалась в существующую энергетическую систему. С учетом текущих темпов роста объемов потребления паритет будет достигнут нескоро.

Пока данная проблема получила временное решение в виде выведения в резерв мощностей Лукомльской ГРЭС, которая производила 30–35% всей необходимой стране электроэнергии еще до строительства БелАЭС. Теперь же Лукомльская ГРЭС по сути страхует БелАЭС, подключая мощности в периоды, когда на АЭС проводятся планово-предупредительные ремонты и иные регламентные мероприятия, требующие снижения мощности. В остальное время мощности ГРЭС простаивают. В 2022 г. на станции начат ремонт, однако дальнейшая судьба предприятия неизвестна – мощности станции слишком велики, чтобы просто держать ее в резерве. Такая ситуация существенно сокращает экономический эффект от строительства БелАЭС: да, мы экономим газ, но большая часть мощностей Лукомльской ГРЭС, на модернизацию которой в 2003–2014 гг. были потрачены значительные средства, остаются при этом незагружен­ными.

Проблема станет более очевидной, когда объявленный ремонт Лукомльской ГРЭС будет завершен. Пока же флагман белорусской энергетики, который до 2020 г. производил до 35% энергии в стране, отправлен на скамейку запасных, а БелАЭС попадает в свет всех возможных софитов. В правительстве говорят про существенный экономический эффект, сокращение потребления газа, улучшение экологического следа, однако план по использованию избыточных мощностей выглядит нескольку куцо. Электроэнергия – не тот товар, запасы которого можно отправить на длительное хранение. На российском рынке хватает собственного электричества, а страны, которые покупали у нас электроэнергию раньше – Литва, Латвия, Украина, – вряд ли в ближайшее время станут активными покупателями. Вот и получается, что единственным решением для нас остается рокировка мощностей в надежде, что рост собственного потребления позволит постепенно свести эту проблему на нет.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений