Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Промышленность
03.10.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стране нужны промышленность, деньги и идеи

Белорусский инвестиционный форум (БИФ), прошедший в Минске 28 сентября, собрал около 500 участников. Среди них было немало представителей международных финансовых институтов, чиновников, белорусских менеджеров и предпринимателей, различных экспертов. Прибыли и частные инвесторы, хотя большинство из них афишировать себя не пожелали. Организаторы форума – Национальное агентство инвестиций и приватизации вместе с Минэкономики предложили обсудить стратегии привлечения иностранных инвестиций в нашу страну, экономический, технологический и кадровый потенциал страны, а также меры стимулирования развития бизнеса, которые готовит правительство.

Разговоры о реформах, тянущиеся более двух лет, уже не вызывают у публики прежнего энтузиазма. Но без них не обходится ни одно крупное мероприятие. На пленарном заседании БИФ первый заместитель премьер-­министра Василий Матюшевский заявил, что правительство не видит альтернативы реформированию экономики: «Страна должна двигаться вперед. Это наш выбор, выбор очевидный. И я не думаю, что мы будем менять этот подход».

Этот посыл региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен восприняла вполне дипломатично. Она напомнила, что белорусское правительство за последние несколько лет «повернуло вспять негативные тенденции в экономике». Но стремясь к экономическому росту, необходимо проводить структурные реформы. Они необходимы, однако нужно понимать, что это интеллектуально и практически сложнее, чем реализовывать меры макроэкономической стабилизации. «Здесь не стоит останавливаться. Наряду с восстановлением возникают риски, поэтому в настоящее время мы рекомендуем ускорить реформы. Если нынешняя политика не будет меняться, то Беларусь может войти в ловушку низкого роста. Выгоды, которые страна может получить, основываются на том, что здесь высокий уровень образования, хорошо развитая инфраструктура, – заявила г-жа Кахконен. – Когда я смотрю на Беларусь, я думаю, что она может стать одной из самых процветающих европейских стран».

Дорога к процветанию, по мнению ВБ, лежит через повышение страновой конкурентоспособности. «Предпринимайте шаги по реструктуризации гос­предприятий, обращайте внимание на финансовый сектор, – призвала С. Ках­конен. – И общество должно больше включаться в экономические процессы. Если государство реструктурирует свои предприятия, возникают вопросы обеспечения социальной безопасности, и здесь может помочь развитие малого и среднего предпринимательства. По нашему мнению, самое страшное, если реформы остановятся».

Впрочем, местные участники форума знают вещи и похуже, например, если реформы разворачиваются в обратную сторону или вообще не начинаются. Но поминать старое никто не стал. Зато присутствующие с удовлетворением восприняли известие о росте в нашей стране за последние 4 года на 40% числа компаний с иностранным капиталом, на которые теперь приходится около 1/4 общего объема выручки и экспорта. Правда, в целом динамика численности субъектов хозяйствования выглядит куда менее оптимистично. Например, количество юрлиц выросло со 141,9 тыс. на 1.01.2014 г. всего до 142,6 тыс. на начало текущего года, а индивидуальных предпринимателей вообще сократилось с 266,4 тыс. до 247,6 тыс. К тому же, несмотря на рост числа компаний с зарубежным капиталом, объем текущих и накопленных там инвестиций остается более чем скромным.

ПРИЧИНУ таких процессов попытался объяснить заместитель министра промышленности Сергей Гунько. В отсутствие закона о промышленной политике развитие таких компаний подчиняется приоритетам, определенным госорганами для всего реального сектора. Так, в утвержденной недавно Программе развития машиностроения до 2020 г. имеются два критерия – инвестиции (запланированный объем – 5 млрд. USD) и рост экспорта – 170% к 2020 г. (5,5 млрд. USD). Есть и другие параметры, которые желательно выполнить, в частности – достичь наукоемкости ВВП на уровне 2%. В более отдаленной перспективе у властей имеется Стратегия развития промышленности до 2030 г., в которой запланирован объем инвестиций в 9 млрд. USD, доля наукоемкости ВВП – 3%, рост экспорта – в 3 раза по отношению к уровню 2015 г.

Заметим, что к началу реализации программы и стратегии белорусская промышленность подошла в критическом состоянии. Объемы производства некоторых видов продукции, в т.ч. телевизоров, велосипедов, двигателей, станков, грузовиков, автобусов, сократились в разы. Некоторые предприятия, некогда именовавшиеся флагманами и «фамильным серебром», оказались банкротами или близкими к этому состоянию. Число организаций промышленности уменьшилось с 13 667 в 2013 г. до 12 035 в 2016-м, а среднесписочная численность их работников – с 1046,5 тыс. до 895,6 тыс. человек. Теперь, похоже, власти готовы смириться с гибелью некогда «запущенных» заводов и намерены делать ставку на создание новых производств взамен утрачиваемых.

ОДНА из основных целей – создать «точки роста» в промышленности, но не в Минске, а в регионах. По словам замминистра, чтобы остановить миграцию населения в столицу, в регионах созданы лучшие условия для создания новых производств, можно обеспечить более низкую себестоимость продукции. В частности, отдельные компании могут получить статус участников СЭЗ, индустриальных парков, что позволит получать разнообразные преференции.

Сам С. Гунько, бывший одним из руководителей ОАО «Горизонт», а затем гендиректором ОАО «Витязь», не понаслышке знаком с проблемами избыточных производственных мощностей и груза неэффективно используемого имущества. Иногда выход находится в локализации производства на небольшом участке и передаче неиспользуемых площадей зарубежным инвесторам. Их может привлечь наличие необходимой инфраструктуры, кадров, удобное место расположения. НАИП готово оказывать таким компаниям юридическую помощь. Остается убедиться в том, что такие «точки роста» компенсируют спад прошлых лет. В частности, С. Гунько хотел бы видеть новые компании вокруг крупных машиностроительных предприятий в качестве поставщиков для них.

Осторожно идет адаптация промышленного сектора к вызовам цифровой экономики. Происходит отбор предприятий для реализации проектов в рамках подхода Industry 4.0. Одно из них – «Амкодор». Речь идет о создании математических моделей новых изделий, что по­зволяет в разы сократить время на их разработку и внедрение в производство. В министерстве надеются с помощью зарубежных партнеров вы­брать компанию-интегратора, для того чтобы на 4–5 площадках реализовать пилотные проекты по выводу наших пред­приятий к платформе Industry 4.0.

Некоторых инвесторов впо­л­не устраивает деловой климат Беларуси. Например, генеральный директор ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Брунер заявил, что «таких ком­петенций, дисциплины, уровня управления мы не ожидали. Это сильно экономит бюджет. Здесь хорошая инфраструктура, безопасность, поставщики. В результате достигнут уровень эффективности такой же, как в Швейцарии или Германии».

Его поддержал генеральный директор управляющей компании фонда прямых инвестиций «Зубр капитал» Олег Хусаенов: «Беларусь – страна, где высока культура производства, здесь хорошие кадры». Фонд намерен вложить до 2018 г. в отечественный бизнес 100 млн. USD. Есть лишь одно ограничение – инвестиции возможны только в частные компании. При этом они должны либо иметь уникальные интеллектуальные права на разработку, либо качественное местное производство, ориентированное на клиентов по всему миру. По мнению О. Хусаенова, производство многих компаний можно локализовать в белорусско-китайском парке «Великий камень», воспользовавшись имеющимися там льготами.

ПРЕФЕРЕНЦИИ, кажется, останутся главным фактором привлечения инвестиций в белорусскую экономику в ближайшие годы. Эта тема почти пол­ностью заслонила сегодня вопросы изменения формы соб­ственности. И.о. директора НАИП Сергей Ваганов то ли в шутку, то ли вполне серьезно даже поблагодарил модератора – корреспондента «The Financial Times» Джеймса Шоттера за отсутствие вопросов о приватизации. «В настоящее время мы меняем подходы в работе, делаем фокус на проект­ную направленность, – заявил г-н Ваганов. – Мы видим, что классическая приватизация не работает и не востребована. Актуально сопровождение инвестиционных проектов. Мы работаем в двух направлениях: первое – с основным клиентом – государством, у которого есть потребность в привлечении инвестиций. Их форма может быть любой – «гринфилды», «браунфилды», прямая продажа, через дополнительную эмиссию или создание совмест­ного предприятия. По­следние два способа видятся наиболее привлекательными госорганам. Другое направление – мы исходим из запросов инвесторов: точечно смотрим на то, что вызывает интерес, и готовы сопровождать эти проекты. Если намерения серьезные, мы готовы довести инвестора до подписания инвестиционного договора». Более точно приоритеты планируется сформулировать в Стратегии привлечения прямых ино­ст­ранных инвестиций, которую НАИП готовит  совместно  с Мин­экономики.

Результаты новых подходов налицо. Если по итогам большинства инвестиционных форумов за рубежом сообщается о количестве и суммах заключенных контрактов или хотя бы меморандумов о намерениях, то у нас дело ограничилось перечислением ожидаемых указов о либерализации и цифровизации. Зарубежных бизнесменов, желающих вложить значительные ресурсы в белорусскую экономику, на форуме практически не на­блюдалось, несмотря на прекрасную организацию мероприятия и щед­рое угощение. Когда на одной из сессий форума ведущий попросил поднять руки инвесторов и представителей инвестфондов, в ответ поднялось только 4 руки. Остальные воздержались.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by