Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
01.08.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страховой стаж: обязательства и льготы

C 1 августа действует Указ Президента от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее – Указ). Документ создал столько шума, что ответственное за его исполнение ведомство уже после официальных разъяснений вынуждено было возвращаться к комментарию и разъяснять суть нововведений. Публикуем пояснения Минтруда и соцзащиты.

Указ направлен на повышение уров­ня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту (далее – страховой стаж).

В текущем году требуемый страховой стаж составляет 16 лет и постепенно повышается (ежегодно на 6 месяцев) до достижения 20 лет к 2025 г.

Указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста при страховом стаже не менее 10 лет гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в ст. 51 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа (не менее 10 лет) назначается пенсия по возрасту гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию в соответствии с Законом от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований». Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Обратите внимание: в требуемые 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) включаются периоды, предусмотренные п. «а» ч. 2 ст. 51 Закона № 1596-XII, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на время нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. В требуемые 25 (20) лет стажа работы – периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ст. 51 Закона № 1596-XII.

Финансирование расходов на выплату пенсии, назначаемой по нормам Указа, производится из средств ФСЗН (в части пенсии, обусловленной страховым стажем) и республиканского бюд­жета (в части пенсии, не обусловленной имеющимся у пенсионера страховым стажем).

Указом также предоставлена воз­можность включения в стаж работы для назначения трудовой пенсии периодов ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, до достижения ухаживающими гражданами возраста муж­чинами 65 лет, женщинами 60 лет.

Итак, страховой стаж – это стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование. Страховой стаж для назначения трудовой пенсии по возрасту снижен Указом для отдельных категорий граждан.

Указом предусмотрено снижение до 10 лет страхового стажа (работы с уплатой взносов) гражданам, которые не отработали требуемого страхового стажа (от 16 лет в 2017 г. до 20 лет в 2025 г.), поскольку длительно занимались другой деятельностью, учитываемой в пенсионных отношениях: например, ухаживали за малолетним ребенком, учились на дневном отделении, проходили военную службу, ухаживали за нетрудоспособным. Полный перечень таких периодов деятельности содержится в ч. 2 ст. 51 Закона № 1596-XII. Иная деятельность граждан для целей пенсионного обеспечения не учитывается. Так, право на трудовую пенсию никогда не предоставлялось и не может предоставляться за ведение собственного домашнего хозяйства.

Таким образом, если необходимый страховой стаж не сформирован по причине длительного осуществления деятельности, перечисленной в ч. 2 ст. 51 Закона № 1596-XII, пенсия по возрасту может назначаться при общем стаже не менее 35 лет у женщины, 40 лет у мужчины, из которых только 10 лет приходится на работу с уплатой взносов.

Подходы к исчислению страхового стажа с принятием Указа не изменились: это только периоды работы (предпринимательской, творческой деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов.

Включение в стаж периодов ухода за малолетним ребенком

Согласно п. «в» ст. 51 Закона № 1596-XII в стаж включаются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности.

Наличие данной нормы не означает, что каждой маме в обязательном порядке стаж увеличивается на 3 года за каждого ребенка. При исчислении стажа учитывается, работает ли мама на дату рождения ребенка, а также даты рождения последующих детей.

Если мама на дату рождения ребенка состоит в трудовых отношениях, в стаж включается ее работа до и после отпуска по уходу за ребенком (как стаж работы с уплатой взносов), а также непосредственно сам отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, так называемый декретный отпуск (как период ухода за ребенком), – на основании приказов нанимателя о начале и окон­чании отпуска. Если мама вышла на работу досрочно, до окончания отпуска, время ухода за ребенком также считается до выхода на работу.

Если мама на дату рождения ребенка не работает, в стаж включается время ухода за ребенком до достижения им 3 лет (по свидетельству о рождении). Если мама трудоустроилась раньше достижения ребенком возраста 3 лет, время ухода также включается в стаж до ее выхода на работу.

То есть совпадающие по времени периоды (работы и/или ухода) учитываются при исчислении стажа только 1 раз. Это актуально и для случаев, когда уход осуществлялся одновременно за несколькими детьми, которые рождались с интервалом менее 3 лет. Так, при рождении двойни совпадающие по времени периоды ухода за двумя детьми будут засчитаны в стаж в календарном порядке только 1 раз как уход за одним ребенком.

Максимальная продолжительность включаемых в стаж периодов ухода и для работающих мам (в виде отпусков по уходу), и для неработающих мам – 9 лет, независимо от количества детей. В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми.

В равной степени это относится и к включению в стаж времени ухода работающей мамы за детьми, рожденными до 1990 г. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком стал предоставляться только с 1.12.1989 г., в 1982–1989 гг. он составлял полтора года, до 1982 г. был еще меньше.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений