$

2.0367 руб.

2.3931 руб.

Р (100)

3.4364 руб.

Ставка рефинансирования

11.00%

Инфляция

1.20%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.81 руб.

Тарифная ставка первого разряда

33.00 руб.

Колонка Леонида ФРИДКИНА

Стимулы для деловой инициативы: меньше барьеров и больше ответственности

11.08.2017

Пакет документов, направленных на стимулирование деловой активности, должен быть доработан до 1 октября. Такую задачу Президент Беларуси поставил 8 августа, заслушивая до­клад по вопросам выполнения поручений о стимулировании деловой инициативы и исключении излишних требований к бизнесу. Сле­довательно, установлен новый срок выполнения обещаний, которые белорусские предприниматели выслушивают уже полгода.

В январе текущего года главой государства была со­здана рабочая группа по совершенствованию контрольной дея­тельности и устранению излишних требований к субъектам хозяйствования. Основные кон­цептуальные направления ее деятельности были определены на совещании в феврале т.г. Итогом проделанной работы стал пакет документов, целью которых является повышение деловой активности в Беларуси. В пакет входят проекты декрета «О развитии пред­принимательства и исключении излишних требований, предъ­являемых к бизнесу», указов «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности», «О налоговом кон­сультировании», изменения в несколько указов, касающихся агроэкотуризма, ремесленной деятельности, лицензирования и другие вопросы. «Пред­ставленные к рассмотрению нор­мативные акты содержат ряд довольно серьезных новаций для экономической сферы – от уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов экономической деятельности до системы выборочных проверок, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Это, бесспорно, серьезный шаг на пути повышения доверия к деловому сообществу».

Данные документы обществу и предпринимателям «дол­ж­ны выдать» к 1 октября. Окончательное решение долж­но быть четко выверенным и в полной мере отвечать интересам нашей страны, потребовал Президент. Необходимо быть абсолютно уверенными в правильности задаваемого вектора правового регулирования сферы предпринимательства.

По словам Президента, от властей ждут решений, которые позволят любому человеку открыть свое дело и работать, руководствуясь минимальным набором требований. Все ненужные, мешающие работе административные барьеры и процедуры глава государства потребовал устранить, причем признал, что их, к сожалению, на сегодня немало.

На совещании не стали разбираться, откуда эти барьеры взялись. Достаточно того, что устранять их теперь пытаются те же органы и люди, которые их 20 лет создавали и перекраивали. Примером тому может служить регулирование строительной сферы. «В свое время мы отменили лицензирование. Однако на смену при­шли новые требования: аттестация предприятия, сертификация строительных работ, получение свидетельства о тех­нической компетенции, – при­знал Президент. – В итоге, по мнению представителей биз­нес-­сообщества, эта отрасль продолжает оставаться крайне зарегулированной». Теперь приходится искать пути переформатирования системы, порожденной Указом Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», разбираться с про­блемами аттестации, сертификации, авторского и технического надзора.

Обещая упразднить все излишние административные барьеры, с которыми сталкиваются бизнесмены, глава государства предупредил, что од­новременно повысится от­ветственность предпринимателей. «Не дай бог, после 1 октября, когда эти документы вступят в силу, кто-то где-то не так будет себя вести – мало не покажется, я вам гарантирую», – заявил Президент. Правда, в обсуждаемом пакете, кажется, нет поправок в КоАП и Уголовный кодекс. Но в них и так хватает санкций на все случаи деловой жизни.

Также Президент призвал бизнес-сообщество быть социально ответственным и работать не только на себя, но и на благо страны. «От любых со­вместных действий – моих как представителя власти и ваших как представителей бизнеса – должен быть эффект для государства и для предпринимательства. Игра в одни ворота неприемлема, – заявил А. Лукашенко. – Я за то, чтобы бизнес у нас был свободным, ответст­венным, более эффективным, но чтобы после принятия решений государство стало сильнее. Если вы по-другому это понимаете, тогда у нас с вами вряд ли что-то получится». Президент призвал бизнесменов понимать, что они работают в государстве, от силы которого зависит и их собственное благополучие. Но причины неудач А. Лукашенко советует пред­принимателям искать в себе: «И не бегайте по улицам и площадям, рыдая о том, что государство что-то не создало».

Итак, государство для действующей власти остается аб­солютным приоритетом, а бизнес-сообществу, если оно хочет существовать, придется подстраиваться под интересы государства – как их формулируют свыше. Так что сторонникам либеральных доктрин здесь искать нечего: пакет обсуждаемых документов про­сто не предусматривает каких-то структурных преобразований, в т.ч. приватизации и т.п.

В рамках такой доктрины Президент выступает за сохранение имущественного равенства. «Нельзя допустить, как это в известных государствах, разницу между беднотой и богатыми людьми в 25–30 раз, – заявил А. Лукашенко. – Это прообраз если не будущей революции, то нестабильности точно».

Заметим, в данной сфере Беларусь может служить образцом стабильности: коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) на протяжении многих лет у нас почти не меняется (по последним данным – 0,279) и остается в 1,5 раза меньше, чем в России, а соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения составляет только 4,1. Но у такого равенства есть своя оборотная сторона: в республике мало желающих открыто признавать себя состоятельными людьми и демонстрировать свое богатство, в т.ч. проявлениями благотворительности и социальной от­ветственности. К тому же само по себе наличие некоторого количества богатых людей – меньший повод для революции, чем всеобщая нищета.

Льготы

Отдельное внимание было уделено проекту документа, направленному на создание льготных условий для ведения бизнеса в малых городах и сельской местности. В частности, предпринимателям, работающим в торговле, общепите и сфере оказания бытовых услуг, предлагается разрешить уплачивать единственный сбор в одну базовую величину в месяц и освободить их от земельного налога и налога на недвижимость. По итогам совещания стало известно, что территории, на которые будут распространяться льготы, будут определять местные органы власти. Однако Президент требует, чтобы данный указ не привел к снижению доходной части бюджета, а льготы должны носить адресный характер. Поэтому к заданной дате или, по крайне мере, к принятию закона о бюджете на следующий год чиновникам придется изы­скать способы компенсации доходов, выпадающих из-за очередных льгот. Так что за преференциальный режим сельской торговли (если таковой появится) придется заплатить тем налогоплательщикам, которые таких льгот не получают. Меж­ду тем сохраняет свое действие Декрет Президента от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории сред­них, малых городских поселений, сельской местности», предусматривающий ряд льгот для тех, кто занимается производством товаров и оказанием услуг. Получается, что в совокупности платить налоги в регионах почти некому.

Не менее многообещающим выглядит распоряжение насчет адресности льгот. Правда, п. 4 ст. 43 НК не допускается предоставление индивидуальных налоговых льгот, но они могут предоставляться индивидуально в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом. Так что осталось уточнить адреса.

Глава государства в очередной раз поддержал трехлетний мораторий на повышение ставок налогов и введение новых налогов, сборов (пошлин). Но речь не идет ни о каком радикальном изменении налоговой системы и снижении фис­кальной нагрузки, о чем наивно мечтают некоторые предприниматели и публицисты. Более того, предлагаемый мораторий не исключает индексации адвалорных ставок как минимум на уровень инфляции, сохранение повышающих коэффициентов имущественных налогов, а так­же внесение поправок, существенно изменяющих размер налогооблагаемой базы. К тому же у государства имеется немало способов пополнения каз­ны с помощью неналоговых платежей, не нарушая обещанный мораторий.

Контроль

При этом государство не должно и не потеряет контроль в экономике, заверил А. Лукашенко: «Люди нам потом этого не простят. Если что-то случится, спрос будет с нас, с власти, и меньше – с бизнеса». За сохранение в экономике государственного управления и конт­роля высказались и представители бизнеса, присутствовавшие на совещании. По их словам, предпринимательское сообщество в первую очередь заинтересовано в стабильности и порядке.

Надо полагать, данные пред­ставители обладают надлежащими полномочиями выступать от имени предпринимательского сообщества, которому останется только удовлетвориться планируемыми изменениями в сфере контрольно-­надзорной деятельности. Одно из них – отказ от системы плановых проверок, при которой ревизоры с определенной периодичностью посещают субъектов хозяйствования, независимо от того, есть у него какие-либо нарушения или нет. Но это не значит, что бизнес избавится от проверок. Их планируется перевести на качественно новый уровень. На смену визитам по распланированному на полгода вперед графику контролирующие органы будут выбирать цели, которые действительно стоит проверять. Выборочные проверки планируется назначать на ос­новании критериев оценки степени риска с учетом результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующих органов информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений  законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (над­зора), в соответствии с которой деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требует ее без­отлагательного начала. При этом информация для выборки будет собираться на основании контрольного списка вопросов (чек-листа), данных государственной статотчетности, аудиторских заключений, результатов мониторингов и иных профилактических мероприятий, материалов уголовных дел, информации, получаемой от зарубежных компетентных органов и иных источников. Современная ревизионная практика предлагает немало детализированных и отработанных методик определения оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки, которыми смогут воспользоваться наши контролирующие органы. Да и собственный опыт в этой сфере они накопили немалый. К тому же введенные в последние годы механизмы прослеживаемости (маркировка отдельных товаров, элект­ронные счета-фактуры, системы контроля кассового оборудования) существенно облегчают контроль за значительной частью транзакций. Это позволяет сокращать число плановых и внеплановых проверок уже теперь.

Могут измениться и другие подходы в сфере контроля. Как заявил Президент, «меня коробит, если докладывают, что пред­приниматели пытаются работать и делом занимаются, а мы начинаем блох выискивать. Этого быть не должно». Большинство предпринимателей наверняка разделяет это чувство главы государства: их не меньше коробит, когда проверяющие выискивают мелкие формальные нарушения, которые становятся поводом для штрафов, конфискации товаров, признания сделок недействительными или совершаемыми с участием лжепредпринимательских структур. В свою очередь, контролеры, получив соответствующие указания, вполне могут прекратить тратить казенное время по мелочам. Они могут взять на вооружение аудиторские методы определения случайной и аномальной выборки, а также уровня существенности и соответствующие процедуры. Это позволит вместо «ловли блох» прицельно проверять тех, кто слишком рискованно оптимизирует-минимизирует налоги. Эффективность таких проверок может быть на несколько порядков выше – как и ответственность проверенных субъектов. Так что есть все возможности для выполнения принципа, сформулированного на совещании: «контроль над ситуацией в экономике продолжится, а ответственность бизнеса за нарушения – повышена».

***

Итак, пакет документов в целом одобрен Президентом. Осталось доработать некоторые технические моменты и формулировки и убедиться на практике, в какой степени они обеспечат стимулирование деловой инициативы и развитие белорусского бизнеса. Ему предоставляется возможность об­расти жирком и шерсткой после потерь прошлых кризисов и девальваций, чтобы исправно снабжать государство налогами и прочими продуктами.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН


БЛОГ: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Мы в соцсетях