Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Отрасли и рынки
21.05.2002 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Станет ли "Белкоопсоюз" рыночной империей?

Потребительская кооперация, которой более 100 лет, переживает не лучшие времена. Тем не менее у потребкооперации есть шанс стать рыночной империей...

Потребительская кооперация, которой более 100 лет, переживает не лучшие времена. Тем не менее у потребкооперации есть шанс стать рыночной империей -- мощнейшим синдикатом, охватывающим практически все области жизнедеятельности страны. Если, конечно, удастся грамотно распорядиться своей самобытностью и богатейшим опытом. Что же нужно сделать, чтобы она обрела второе дыхание и заняла достойную нишу на рынке? Об этом рассуждает в беседе с обозревателем "НЭГ" председатель правления Белкоопсоюза Владимир КУЛЕШОВ.

-- Визитная карточка потребительской кооперации -- предприятия торговли Белкоопсоюза. По тому, как они удовлетворяют нужды покупателей и пайщиков, судят о системе в целом. О мнении сотен тысяч, а то и миллионов, говорить трудно, хотя считается, что претензий к кооперативной торговле у них много. А как оцениваете работу отрасли вы сами?

-- В прошлом году торговля обеспечила рост розничного товарооборота по Белкоопсоюзу на 109% при плане 104,5. Отремонтировано и реконструировано около 2200 магазинов, увеличилось число торгующих по методу самообслуживания. В то же время балансовую прибыль получили только 29 из 160 райпо. 22 районных отдела потребкооперации не обеспечили прогнозного темпа роста розничного товарооборота. 6 из них даже не вышли на уровень 2000 года. Техническое переоснащение розничной торговли по-прежнему отстает от требований рынка. Не хватает оборудования для продажи мороженого, холодильных прилавков-витрин, кассовых аппаратов.

Значительная роль в торговом обслуживании населения и соответственно доля в товарообороте принадлежит рынкам Белкоопсоюза, которые есть практически во всех более-менее крупных населенных пунктах. Что они собой представляют, за исключением немногих рынков в областных центрах и крупных городах, все прекрасно знают. Это, можно так сказать, реликты середины минувшего века: простейшие площадки со столами для продавцов, в лучшем случае заасфальтированные.

Но проблема не только в этом. В большинстве случаев Белкоопсоюз только формально является их хозяином и присутствие потребкооперации на них чисто символическое. О неиспользованных резервах свидетельствует такой факт: товарооборот центрального рынка Бреста (1161 торговых мест) -- 3,3 млрд.руб., а центрального рынка Гомеля (4341 торговое место, или в 3 раза больше), -- в 2,5 раза меньше. Или вот еще: розничный товарооборот Полоцкого рынка в 4 раза выше, чем Барановичского, Слуцкого и Лидского рынков -- примерно равен Полоцкому по количеству торговых мест. Многие руководители рынков и местных потребительских обществ просто забывают, что на долю так называемого неорганизованного рынка приходится 33% всего товарооборота в государстве. И ничего не делают для того, чтобы его организовать.

-- И это при том, что принадлежащая вам торговая сеть в сельской местности фактически сворачивается. Решения о закрытии нерентабельных сельмагов объяснимы: это логическая процедура ликвидации убыточного предприятия.

Но вместе с тем уровень обслуживания населения становится все хуже...

-- Это болезненный вопрос. Да, закрыто более тысячи убыточных магазинов в деревнях, где менее 50 жителей. Делалось это с согласия местных властей при условии, что там будет налажена разъездная торговля. Но автомагазинов больше не стало, расширена лишь зона их деятельности, уплотнен режим работы. Поэтому участились нарушения графиков движения из-за поломок транспорта, других обстоятельств, которые можно предвидеть, но нет возможности предотвратить из-за недостаточной технической оснащенности.

-- Согласитесь, в нашей стране именно торговый бизнес развивается наиболее динамично. Он закален, удачлив и по-хорошему агрессивен там, где речь идет о завоевании платежеспособного спроса. Не получается ли, что потребкооперацию теснят конкуренты в лице государственной и частной торговли и общепита?

-- Если говорить о сельской глубинке, то там у нас конкурентов нет. Сельская торговля не обещает больших доходов, а частный предприниматель стремится туда, где можно получить максимальную прибыль при минимальных затратах. Кроме того, потребительская кооперация изначально создавалась в интересах пайщиков и населения и оставалась таковой всегда. Поэтому мы должны рассуждать и действовать не только как коммерсанты. Хотя основой и для нас является успешная коммерческая и производственная деятельность.

И мы видим те меры и пути, которые составляют тактику и стратегию ее развития. Что касается торговли, то нужно наращивать объемы реализации товаров. В 2001 году по Белкоопсоюзу была снижена продажа 12-ти продовольственных групп из 28 учитываемых. Так быть не должно. Нужно увеличивать продажу товаров с высокими торговыми надбавками -- таких, как мясо, мороженое, масло растительное, бестарное и импортное пиво, рыба. А также -- комбикормов, импортных сигарет, цитрусовых. Притом во всех своих начинаниях мы должны идти от интересов потребителей. Более активно использовать: продажу в кредит; по предварительным заказам населения; развивать комиссионную торговлю; открывать фирменные секции отечественных товаропроизводителей; в каждом райцентре организовать торговлю импортными технически сложными товарами, строительными материалами, спортивным инвентарем, швейными, трикотажными и ювелирными изделиями; открывать магазины и отделы по торговле автозапчастями и автокосметикой, печатной продукцией, живыми цветами, ритуальными принадлежностями, ювелирными изделиями.

Кстати, успехи торговли и общепита будут оцениваться таким показателем, как охват денежных доходов населения. Имеются в виду денежные доходы (зарплаты, пенсии, доходы от сдачи сельхозпродукции) населения в зоне деятельности, к примеру, райпо и количество денег, потраченных населением в торговых точках данного райпо. Пока в потребкооперации он составляет 46%. Остальные деньги, надо полагать, идут пока в кассу конкурентов. Правление Белкоопсоюза намерено ежеквартально отслеживать динамику данного показателя. Ссылки на неплатежеспособнось населения будут признаны несостоятельными. Учитывая популярность рынков у населения, организациям потребкооперации нужно срочно увеличивать там продажу мяса, других продуктов питания и непродовольственных товаров. На рынках должна "прописаться" и оптовая торговля. Сегодня каждая межрайбаза может открывать там мелкооптовые склады для продажи предпринимателям товаров, а закупать и в России, в Украине и дальнем зарубежье.

Мы отрабатываем принципиально новую систему оказания бытовых услуг, в которых нуждается население сел и райцентров. Для этого нам даже не понадобятся пустующие комбинаты бытового обслуживания. Технология такова: через завмагов принимаем заявки на ремонт обуви и другие виды ремонта. Предметы, подлежащие ремонту, попутно, нашим же транспортом направляем в мастерские, которые расположатся на площадях, находящихся в ведении райпо. Так мы сэкономим средства на отказе от дополнительного управленческого аппарата, площадях, транспортных услугах. Придется потратиться лишь на расходный материал и зарплату сапожника, часовщика и т.д.

Стараемся укреплять свои позиции в райцентрах, где, нужно заметить, традиционно потребкооперация занимала сильные позиции. На данном этапе в городах районного значения и поселках должна улучшиться прежде всего торговля продовольственными товарами. Это -- задача для универсамов. Как они справляются с ней, можно увидеть на примере универсама Лепеля, магазина "Явор" Дрогичина, а также Глубокского райпо, сформировавшего хозрасчетные подразделения типа "Продторг". В текущем году должно быть создано не меньше 60 таких "Продторгов" (уже открыто 16). Требует пересмотра рекламная политика универмагов: покупатели должны привлекаться на конкретный товар. Это позволит ускорить товарооборачиваемость. Должна увеличиться и нагрузка на одного работника прилавка.

Впрочем, мы не намерены ограничиваться закреплением своих позиций только в райцентрах. Стратегия "Белкоопсоюза" предполагает и более активное внедрение в областные центры -- через открытие там своих магазинов. Почему, к примеру, в Калинковичах открыто 28 магазинов, Мозыре -- 16, а в Гомеле -- всего лишь 6? Или почему в Полоцке 12 белкоопсоюзовских магазинов, а в Витебске -- только 5? Ситуацию нужно менять.

-- На недавнем собрании Белкоопсоюза много говорилось о незавидной участи кооперативного общепита. Были времена, когда в каждом более-менее крупном селе, не говоря уже о райцентрах, работали столовые, где можно было кусно, почти по домашнему, и недорого поесть. Местные жители предпочитали обедать там, зачастую брали готовые блюда домой. Сегодня все это в прошлом. Большинство предприятий закрыто, а те, то еще остались, в основном пустуют.

-- К сожалению, вы правы. Работа общественного питания потребкооперации -- ресторанов, столовых, кафе -- в последние годы была сориентирована лишь на выживание, "пообносилась" материально-техническая база. Это стало причиной отрицательных финансовых результатов и ликвидации хозяйственной самостоятельности общепита. За прошлый год убытки составили 2,8 млрд.руб. Убыточны все облпотребсоюзы. Не выдерживают критики финансовые показатели ресторанов. В 2001 году с убытками сработали 27 из них. Самый большой среднемесячный товарооборот составил смехотворную цифру -- 13 млн.руб., самый низкий -- 700 тыс.руб. Как быть? -- Срочно открывать современные предприятия быстрого обслуживания. Их нет в Белыничском, Кличевском, Краснопольском, Костюковичском, Червенском, Дзержинском, Минском, Жлобинском, Зельвенском, Слонимском и других райпо. А поучиться есть у кого: к примеру, у Быховского райпо, которое организовало летнее кафе "Быховчанка" (производство фирмы "Белвинс", Минск) с круглосуточным режимом работы, без выходных.

Второй источник повышения рентабельности -- увеличение объемов собственной продукции. Большую роль должны сыграть магазины кулинарии, где бы продавалась такая продукция собственного производства как мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия. На наш взгляд, в таких магазинах надо иметь не менее 100--120 наименований кондитерских и мучных изделий, 30 разновидностей полуфабрикатов, 20--30 наименований кулинарной продукции. В продаже должен быть широкий ассортимент покупных товаров.

-- Потребкооперация традиционно занимается заготовкой и переработкой даров леса и излишков урожая огородов населения. Продукция эта продавалась в стране и шла на экспорт. Отечественные грибы-ягоды всегда находили покупателей за рубежом. Как сегодня обстоят дела в этой сфере деятелности?

-- Хуже, чем намечалось: по заготовительному обороту за год отрасль на прогнозный показатель не вышла -- 100,7% вместо запланированных 104. Придется более ответственно отнестись к работе с населением, заготавливающим ягоды, грибы, спрос на которые есть и в отечественной перерабатывающей промышленности, и за рубежом. Требует совершенствования и процесс заготовок сырья -- первичного и вторичного.

В 2001 году не выполнены и прогнозные параметры по внешнеторговому обороту -- как по экспорту, так и по импорту. Оборот внешней торговли составил 34,6 млн.USD, или 66,8% к уровню 2000 года, в том числе по экспорту -- 62,3%.

На мой взгляд, основная причина низкой эффективности внешнеэкономической деятельности -- отсутствие продуманной, отвечающей современным стандартам системы организации дела, низкая ответственность. Там, где экспортная политика четко продуманна, есть хорошие результаты. Это подтверждает опыт Витебского облпотребсоюза, в котором создан мобильный отдел маркетинга и внешнеэкономических связей. Во всех райпо области введены должности руководителей и специалистов по внешнеэкономическим операциям. Благодаря этому и фактические объемы внешнеторгового оборота в области в 2001 году в 2 раза выше, чем в других облпотребсоюзах, а за 2 месяца 2002 года -- более чем в 2 раза.

И еще о заготовках. Люди стремятся продать собранные грибы, ягоды или произведенную ими продукцию тому, кто больше заплатит или предложит встречную необходимую услугу. На такой взаимной заинтересованности и должна строиться работа кооператоров. Мы сейчас создаем центры поддержки развития личных подсобных хозяйств для помощи частным хозяйствам саженцами, удобрениями, семенами, техникой. Они откроются в наиболее бойких местах -- рядом с автостанциями, больницами. В магазинах же будут находиться только информационные стенды с сообщениями о наличии товара для усадеб, имеющегося в распоряжении центра. Впрочем и сельские магаины изменят свою деятельность. Они перепрофилируются в магазины-заготпункты -- центры по закупке всей продукции, выращенной населением на продажу. При этом такие центры будут не только закупать произведенную в личных подсобных хозяйствах продукцию, но и способствовать развитию самих хозяйств.

-- Как вы оцениваете финансовое положение системы белорусской потребкооперации в целом?

-- К сожалению, его не удалось стабилизировать. За прошлый год убытки составили: в торговле -- 11 млрд.руб., в общественном питании -- 2,9 млрд.руб., в заготовках -- 1 млрд.руб., сельском хозяйстве -- 1 млрд.руб. Наибольшее число убыточных предприятий -- в Гомельском (70%) и Гродненском -- (67%) облпотребсоюзах. Наличие собственных средств в запасах сократилось с 13,85 до 5,78%, а Гродненский, Минский и Могилевский облпотребсоюзы вообще их не имеют. Эти области полностью зависят от кредитов и денег из других источников. Из-за недостаточных объемов товарооборота и роста издержек обращения они не обеспечили должной рентабельности.

Для стабилизации финансового состояния необходимо менять и сами подходы к кредитованию, распределяя кредитную нагрузку на производящие отрасли. При надлежащей договорной работе с внесистемными поставщиками товаров, получении продукции от собственных предприятий на условиях оплаты по итогам реализации мы можем безболезненно снизить кредитный портфель в торговле на 8--10 млрд.руб.

Важными резервами пополнения оборотных средств должно стать привлечение заемных средств пайщиков, эффективное использование централизованных фондов. Как показывает анализ, средства фондов, в частности, инновационного, вкладываются в основном в пассивную часть основных средств. А еще убыточность ряда организаций кроется в неэффективном управлении финансовыми ресурсами, слабом контроле за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, допущении дебиторской задолженности, наличии большого числа юридических лиц в структуре райпо, что ведет к распылению финансовых и материальных ресурсов. Сегодня каждый руководитель обязан думать, как самостоятельно зарабатывать деньги, а не уповать на финансовую помощь извне.

На вопрос о шансах "Белкоопсоюза" стать "рыночной империей" Владимир Викторович решил пока не отвечать. Слишком много придется работать над восстановлением утраченных позиций, закреплением на новых нишах экономики -- к примеру, преуспеть в строительстве гипермаркетов. Мы надеемся получить на него ответ, когда белорусская потребительская кооперация основательно освоит рыночные принципы работы. Естественно, не забывая интересов своих пайщиков.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by