Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стадия отрицания продолжается не у всех: признана связь политической и экономической ситуаций

Неопределенность дальнейшего развития пандемии COVID-19 и общественно-политическая ситуация негативно влияют на инфляционные ожидания населения, заявили в Нацбанке.

Фактически в недавно опубликованном обзоре Нацбанка впервые со стороны госоргана констатируется негативное влияние на экономику событий, произошедших после президентских выборов 9 августа. На признание очевидного потребовалось почти три месяца.

В III квартале годовая инфляция увеличилась до 6,1% при установленном на текущий год целевом параметре не более 5%. За январь-сентябрь 2020 г. потребительские цены выросли на 4,7%.

Рост инфляционных ожиданий, подчеркнули в НБРБ, привел к повышенному спросу на иностранную валюту в августе как со стороны предприятий, так и со стороны населения. В результате сформировавшегося на внутреннем валютном рынке давления произошло ослабление белорусского рубля, что отрази­лось на динамике цен.

Как уже сообщалось, в августе оборот валютного рынка достиг почти 8,8 млрд USD, что является самым большим показателем в текущем году. При это физические лица стали чистыми покупателями валюты в размере 622 млн USD при общем объеме покупки со стороны населения более 1,2 млрд. Это также месячный рекорд с начала 2020 года.

В целом в III квартале ситуация на валютном и депозитно-кредитном рынках складывалась «под влиянием внутренних неблагоприятных факторов».

В среднем за квартал ослаб­ление белорусского рубля к доллару США составило 2,8%, к евро – 9,2%, к российскому рублю – 1,2%.

На депозитном рынке в этот период усилился отток рублевых и валютных сбережений населения. Снижение срочных рублевых депозитов физлиц в среднем за сентябрь составило 2,1% в годовом выражении после прироста 14,7% в июне. Отток срочных валютных депозитов населения в среднем в сентябре составил 20% в годовом выражении против 8% в июне.

Это отразилось на структуре широкой денежной массы. Доля рублевой составляющей в сентябре была 39,2% (42,3% в июне). В годовом выражении прирост средней широкой денежной массы в сентябре составил 11,8%. В основном прирост был обеспечен за счет курсового фактора, подчеркивают в Нацбанке.

Регулятор поясняет принятое в конце августа решение о приостановке операций по поддержанию ликвидности коммерческих банков необходимостью контроля за денежным предложением в условиях высокой неопределенности на финансовом рынке.

Как следствие, средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам физлиц в национальной валюте в сентябре 2020 г. составила 14,61% годовых (11,64% годовых в июне). При этом процентная ставка по кредитам осталась практически на прежнем уровне, отмечается в обзоре.

 

Розничный товарооборот держится

По данным Белстата, в январе-сентябре 2020 г. ВВП Беларуси снизился на 1,3%. Как отмечают в НБРБ, реальный ВВП в III квартале уменьшился к соответствующему кварталу предыдущего года на 0,5%. Во II квартале годовое сокращение составило 3,3%.

Потребительский спрос за рассматриваемый период оставался слабым. Розничный товарооборот в годовом выражении вырос на 1,9% при сокращении на 2,1% во II квартале 2020 г. Его положительную динамику аналитики Нацбанка объясняют завершением первой волны распространения коронавируса.

В структуре розничного товаро­оборота наиболее быстрыми темпами рос непродовольственный сегмент – с сокращения на 6,9% в II квартале до прироста на 0,6% в III квартале. Реализация продовольственных товаров при этом за квартал увеличилась на 3,4%.

Слабый потребительский спрос, по мнению авторов обзора, также был обусловлен замедлением потребительского кредитования. Его годовой прирост в реальном выражении по итогам III квартала составил 7,8%, тогда как по итогам II квартала – 15,7%.

 

«Окопная экономика» – рост назло соседям

Итоги развития экономики и ее перспективы на текущей неделе Александр Лукашенко обсудил с премьер-министром Романом Головченко.

Обращает на себя внимание то, что, в отличие от Нацбанка, в правительстве по-прежнему многие негативные моменты объясняют не внутренними, а внешними факторами, а то и непосредственным вмешательством.

Глава государства высказал желание, чтобы «в этом году назло, как в народе говорят, нашим врагам и недругам экономика у нас сработала по крайней мере не хуже, чем у окружающих нас стран», но при этом достичь аналогичного прошлогоднему уровня ВВП надо «не втупую, не напрямую, что мы там тракторов и автомобилей создали столько, что некуда девать их».

То есть власти не отказываются от намерения не допустить падения экономики по итогам текущего года. Только нашим соседям, «друзьям» и «врагам», от этого, как говорят в том же народе, ни холодно, ни жарко. Спрос на белорусскую продукцию на внешних рынках сам по себе не вырастет.

Для того, чтобы не уйти в минус, ВВП, начиная с октября, должен наверстывать в месяц по 0,43 процентного пункта. Октябрьские статистические данные будут опубликованы почти через две недели.

Головченко на встрече заявил, что в плане развития экономики «ситуация не только стабилизировалась, но и вышла на трек опережающего роста. По III кварталу мы уже практически догнали темп 2019 года».

Однако выход в «ноль» глава правительства назвал достаточно напряженной задачей, для которой необходимо изыскать дополнительные ресурсы:

«На фоне падения экономик наших соседей, где на 4, где на 5, а где и на 9%, удержать темп в 100%, конечно, сложно, но выполнимо при благоприятном стечении обстоятельств».

Под последним подразумевалось отсутствие полного локдауна и ужесточение карантинных мер у основных торгово-экономических партнеров в связи с COVID-19.
Из этого можно сделать вывод, что восстановление экономики рассчитано за счет внешнего спроса.
А также что в Беларуси, как и весной, вводить серьезные ограничительные меры во время второй волны заболеваемости коронавирусом никто не планирует.

Зачем же тогда закрыли границы? 

При этом Головченко предложил в сложившихся условиях считать любую однозначную цифру (т.е. до 10%) по инфляции «неплохим результатом». Многие комментаторы связали это с желанием подогреть и внутренний спрос за счет денежной эмиссии. Но, надо полагать, позиция Нацбанка в этом вопросе жесткая.

В интервью белорусскому телевидению глава Совмина сделал еще ряд важных заявлений. В частности, он в очередной раз объяснил августовский рекордный спрос на валюту неким внешним воздействием.

– Трудно комментировать очевидные глупости. Эти призывы направлены на то, чтобы каким-то образом нанести экономический ущерб стране, – заявил он. – Цепочка понятна. Нагнетание такой истерии началось задолго до выборов Президента: «снимайте деньги, выносите вклады, скупайте валюту, не покупайте товары» и т.д. Это элементы скоординированной кампании, которая заранее просчитывалась, и какой-то эффект это действительно возымело. Увеличились и объемы покупки валюты населением, и отток вкладов имел место. Все было направлено на то, чтобы посеять панику».

Но если, как тут же сказал премьер, «благодаря слаженным действиям правительства, Национального банка ни одна из этих задумок не осуществилась», то зачем вообще акцентировать внимание на этих «глупостях»?

Высказался Головченко и о призывах со стороны экспертов к реформированию экономики.

По его мнению, звучащие заявления являются популистскими и не имеют под собой научной основы. Он подчеркнул, что белорусский частный сектор «вырос не как в других странах на волне, условно говоря, «прихватизации», не на базе захвата госсобственности», а сам «вызрел»«это энергичные, предприимчивые люди, которые построили бизнес, опираясь на свои таланты, знания, усилия».

***

От себя добавим: эти самые талантливые предприниматели и ждут от властей какого-то осмысленного движения, а не рассказов о том, что «кругом враги», но им назло мы должны выстоять. Эмиграционные настроения белорусского бизнеса сейчас как никогда высоки, и не потому, что он «родину не любит», а потому что и у «друзей», и у «врагов» деловой климат и общая обстановка более предсказуема, даже несмотря на пандемию. Ошибочно полагать, что вторая волна COVID-19 будет в Беларуси слабее, чем у соседей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений